Самара сегодня >> Cамара-городок >> Люди. Здесь родились, жили, живут


Переяслов Николай Владимирович

Билет с открытой датой.
Аннотация:
Путешествие по Германии-Франции, встреча с немецким славистом Вольфгангом Казаком и проч.
...На одном из участков дороги я случайно упомянул в разговоре кого-то из своих самарских друзей, и он аж вскинулся:
- О-о! Вы знаете город Самару, бывший Куйбышев?..
Да, я знаю город Самару, в котором я три года проработал директором областного отделения Литературного фонда России; знаю город, в котором вышли мои литературоведческие книги "Загадки литературы" и "Литература как род любви"; город, в котором я встретил свою будущую жену Марину и в котором у меня осталось несколько хороших друзей. Козаку же этот город памятен совсем с другой стороны - он, как выяснилось, оказался в нем после Второй мировой войны в качестве немецкого военнопленного и чуть было не погиб тогда в советском лагере, но здесь же, как он сам говорит, началось и его воскрешение...

...Завершив нашу довольно-таки продолжительную прогулку, мы возвращаемся к дому Козака и он приглашает меня и моих сидящих в машине спутников на чашку кофе. Но впереди у нас еще шесть сотен километров до Касселя, и от приглашения приходится отказаться. Надо отправляться дальше, чтобы хотя бы к вечеру добраться до дома. А потому я прощаюсь со своим собеседником, дарю ему свой роман о тайне гибели "Курска" и две, вышедшие в памятной ему Самаре, литературоведческие книжки - и Дима трогает машину с места.
И вот уже мы снова мчимся по живописным землям Германии, любоваться которыми, впрочем, можно только в далекой перспективе, так как немецкие автобаны почти сплошь огорожены увитыми плющом или расписанными цветными графитти высокими пластиковыми и деревянными щитами, в одних случаях скрывающими за собой от глаз проезжающих неприглядные индустриальные картины, а в других, как я уже писал выше, защищающих лежащие вдоль автотрасс деревни от шума проезжающих автомобилей. Казалось бы, сооружение таких щитов - это настолько очевидное дело, а вот поди ж ты, в России до этого почему-то не додумались ни при нашем недавнем развитом социализме, ни при развивающемся ныне капитализме...
(Увы, я должен здесь прилюдно покаяться, но за время нашего недолгого пребывания за границей мне уже не один раз приходила в голову крамольная с точки зрения моих друзей из патриотического лагеря мысль о том, что норманнская теория создания древнерусской государственности и вправду МОГЛА ИМЕТЬ ПОД СОБОЙ РЕАЛЬНУЮ ПОЧВУ. Ну пудумаем серьезно, в состоянии ли кто-либо из коренных РУССКИХ ЛЮДЕЙ приучить других коренных РУССКИХ ЛЮДЕЙ к такому же, скажем, идеальному порядку, какой мы увидели на улицах немецкого Касселя, если САМ ОН вырос при таком беспорядке, какой можно увидеть в Твери, Калуге или любом другом из коренных городов нашего Отечества? Мне кажется, что невозможность для жителя Германии попереться через проезжую часть улицы там, где нет установленного перехода, обеспечивается не только его сегодняшней памятью о том, что за это действие он будет оштрафован на 60 евро, но и всей его впитанной поколениями предков в кровь и в гены привычкой к исполнению инструкций, приказов и предписаний. Поэтому и древние новгородцы, глядя на то, как велика и обильна земля наша и как в ней всё расползается из-за того, что за порядком поставлены надзирать люди, сами к этому порядку нимало не привыкшие, вынуждены были позвать для отправления этой важной работы варяга Рюрика с дружиной. По этой же причине и царь Петр Алексеевич приглашал на руководящие должности в государстве иностранцев. Да и вообще - разве не немцев и французов брали в гувернеры и воспитатели своим детям русские дворяне, стремясь привить им хотя бы какое-то уважение к порядку и закону?..)
Весь материал читать по ссылке world.lib.ru/p/perejaslow_n_w/kassel.shtml