Самара сегодня >> Cамара-городок >>  Война (1941-1945)


В.Н. Бацун 'Шостакович в музыкальной жизни'

Известно, что г. Куйбышев (Самара до 1935 и с 1991) в годы Великой Отечественной войны превратился в столицу тыла. Сюда были эвакуированы правительственные учреждения, иностранные посольства, учреждения культуры, был построен бункер Сталина, развернулась оборонная промышленность. Одновременно город стал и культурным центром.
Небывалого размаха достигла музыкальная жизнь. Именитые артисты, прославленные коллективы вели здесь широкую концертную деятельность. Читая скупые строки архивных документов и периодическую печать того времени, поражаешься богатству и разнообразию, а главное, высочайшему уровню культурной жизни. Невольно возникает картина непрерывного бурного потока художественных событий, как бы непрекращающихся концертов в госпиталях, клубах, театрах, концертных залах, воинских частях. Поражает и тяга людей к музыкальному искусству.

Документы тех лет свидетельствуют о переполненных залах, где звучала классическая музыка, о живейшем интересе к опере, оперетте. Даже ночные эстрадные концерты в фонд обороны давали полные сборы. Это после 10-часового рабочего дня при полуголодном режиме и тревожных сводках Информбюро. С первых дней войны артисты уходили на фронт.

В рядах Красной армии побывали дирижер оркестра филармонии О.Оленин, концертмейстрер М.Тейх. Вместе с Красной армией дошли до Берлина кубышевские артистки Наталья Снегирева и Вера Зенкевич, певшая у стен Рейхстага в дни победы «Ах, Самара, городок».

Одна за другой выезжали на фронт концертные бригады артистов куйбышевской филармонии, которая была открыта незадолго до начала войны (5 апреля 1940 года). При куйбышевской филармонии функционировали Передвижной оперный театр, Студия эстрадного искусства (затем – Театр эстрады и миниатюр), Хор русской песни (позднее – ансамбль песни и пляски), лекторий, передвижной оперный театр, струнный квартет, симфонический ансамбль.

Деятельность Большого театра СССР в военном Куйбышеве – интереснейшая страница в истории его музыкальной культуры. С начала октября 1941 года тремя эшелонами сюда прибыли 500 артистов и сотрудников театра. Один год и 9 месяцев без отпусков и выходных, при неустроенном быте, с постоянной тревогой о родных и близких, выдающиеся вокалисты, дирижеры, артисты балета и оркестра, художники, режиссеры несли высокое искусство труженикам тыла и бойцам, отправлявшимся на фронт.

Местная периодика достаточно полно освещает работу Большого театра: «ГАБТ за время пребывания в Куйбышеве дал рад спектаклей из своего основного репертуара … в концертном или полном сценическом оформлении. Одновременно с текущей работой театр провел ряд концертов, в которых принимала участие, наряду с ведущими артистами театра, и талантливая молодежь. Кроме спектаклей, театр ежедневно дает несколько концертов в госпиталях, воинских частях, на заводах, предприятиях и в школах города. Артисты ежедневно участвуют в культурно-художественной жизни города, выступая в филармонических концертах, по радио, руководят художественной самодеятельностью в воинских частях, на фабриках и заводах.

5 марта 1942 года в исполнении оркестра Большого театра под управлением C.А.Самосуда впервые прозвучала Седьмая симфония Д.Шостаковича. А через месяц - новая премьера, подготовленная хором, оркестром и солистами ГАБТ: кантата С.Прокофьева «Александр Невский». В октябре того же года состоялась Декада советской музыки, в программу которой наряду с произведениями Д.Шостаковича, А.Хачатуряна, С.Прокофьева, Н.Мясковского вошли лучшие произведения местных композиторов.Город жил кипучей, полнокровной музыкальной жизнью.

... Я видел, как Д.Шостакович выходил за кипятком на станциях, около вагона мыл снегом посуду... Он ехал в единственном старом костюме. Промочив ноги, пытался найти кое - что из своих вещей. Не найдя, расстроился. Я дал ему свои носки. - Спасибо! Это очень благородно с вашей стороны, - сказал он. Кто - то вручил ему рубашку и что - то ещё. Вещи он брал стесняясь и всех взволнованно благодарил».

В книге С.М.Хентовой подробно описан эпизод о прибытии Шостаковича в Куйбышев. Почти без вещей, без денег, с двумя детьми на руках, удручённый пропажей чемоданчика с партитурой Седьмой симфонии, Дмитрий Дмитриевич поселился в школе № 82, что на Самарской площади. Там, в классах, разгороженных простынями и одеялами, жили артисты Большого театра.

В куче утерянных вещей в Рузаевке отыскали чемоданчик с партитурой. Вскоре Шостаковичу предоставили комнату в квартире № 13 по улице Фрунзе 140 « И сразу комната стала прибежищем для многих знакомых и малознакомых людей: кто оставался на ночлег, кто просто заходил «на огонёк», зная, что встретит заботу и участие. Кормили чем могли».


Весь материал читать по ссылке www.sspa.samara.ru/publications/?id=61&r_id=3