Самара сегодня >> Cамара-городок >> Культура, искусство. Литература


Академический театр оперы и балета

Самарский академический — тогда Средне-волжский краевой театр оперы и балета — открылся 1 июня 1931 года. С первых дней своего существования театр обращался к лучшим произведениям отечественного и зарубежного классического наследия, осуществлял постановки современных опер и балетов, а также малоизвестных и незаслуженно забытых сочинений. Но не сама по себе такая репертуарная политика — иной она и не могла быть — является предметом гордости, а конкретные художественные достижения дирижеров, режиссеров, художников, балетмейстеров, артистов.
  
Первым спектаклем, который показал вновь открывшийся театр, была музыкальная драма М.Мусоргского "Борис Годунов". Постановщик спектакля — известный режиссер И.Лапицкий, за дирижерским пультом стоял не менее знаменитый музыкант — талантливый дирижер и композитор А.Эйхенвальд, в главной партии с большим успехом выступил Г.Серебровский.
В афише первого сезона значились также "Евгений Онегин", "Князь Игорь", "Садко", "Снегурочка", "Царская невеста", "Пиковая дама", "Севильский цирюльник", "Травиата", "Риголетто", "Аида", "Кармен". Перечень спектаклей впечатляет разнообразием названий, предполагающих интенсивную работу труппы, свидетельствует о том, что с самого начала она была неплохо укомплектована.
Есть своеобразные оперы-рекордсмены, к которым театр будет постоянно обращаться в течение всей своей истории. А "Евгений Онегин", "Аида" уже в течение первых шести сезонов были поставлены трижды. Однако только "Аида", шедшая почти с одним и тем же составом исполнителей, но с разными дирижерами — Л.Гискиным и И.Заком и в обновляемом оформлении, отнесена критиками к безусловным удачам. А вот все постановки "Онегина" оценены весьма скромно — как с точки зрения режиссерских концепций, в которых преобладал "классовый подход", так и с точки зрения исполнительского уровня. Впрочем, иные упреки в адрес спектаклей сегодня кажутся недостаточно убедительными. Так, признавая "Кармен" "явной издержкой в поисках новых содержательных постановок", рецензент в то же время отмечает несомненные достоинства исполнителей: П.Агеевой — Кармен, В.Кузнецова — Хозе и особенно Л.Борейко — Микаэлы, а это само по себе уже немало.
Среди художественных открытий театра — "Женитьба" Мусоргского — мягкий, ироничный спектакль со множеством актерских удач. В роли Агафьи Тихоновны блеснула О.Петрусенко. Эта выдающаяся певица с уникальным по красоте и диапазону голосом, впоследствии народная артистка Украины, начинала свою карьеру в самарском театре, исполнив в течение нескольких сезонов различные партии, в том числе Виолетты и Кармен. В 30-е годы в театре вообще работало немало первоклассных солистов. Здесь впервые вышла на сцену Н.Шпиллер, пели В.Прокошев, Л. Ктиторов, ставшие впоследствии солистами Большого театра.
В сезоне 1938 — 1939 годов были поставлены "Иван Сусанин", "Ромео и Джульетта" Гуно, "Трубадур". В то время художественным руководителем был И.Просторов, дирижировали Г.Столяров, А.Пазовский, Ю.Оленин. В репертуаре появились также "Снегурочка", "Майская ночь", "Царская невеста", "Травиата", "Риголетто", "Чио-Чио-сан". К 100-летию со дня смерти А.Пушкина поставлены "Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Руслан и Людмила", "Дубровский".
Наряду с классикой театр осваивал современный оперный репертуар. Уже вскоре после открытия была показана опера А.Эйхенвальда "Степь". Большой успех сопутствовал постановке оперы И.Дзержинского "Тихий Дон", осуществленной в 1936 году (дирижер И.Зак, режиссер И.Просторов). Достоинства этой оперы, построенной на песенной мелодике, сегодня не столь очевидны, но в середине 30-х годов ее появление было воспринято как событие в советском музыкальном искусстве.
В 1937 году состоялась премьера еще одной "песенной" оперы — "Броненосец Потемкин" О.Чишко, постановку которой театр осуществил одним из первых в стране (дирижер В.Шефер, режиссер И.Просторов). В 1938 году театр обратился к новой опере Дзержинского "Поднятая целина", музыка которой оказалась менее удачной. Спектакль не удержался в репертуаре, а вот "Тихий Дон" вернулся на сцену 16 лет спустя — в 1952 году (дирижер Г.Рисман, режиссер П.Златогоров, художник М.Мурзин).
Партию Григория Мелехова блестяще исполнил А.Дольский.
Вслед за Москвой и Ленинградом в числе первых периферийных коллективов театр поставил в 1940 году оперу Т.Хренникова "В бурю", положив тем самым начало одному из принципиально важных в советские годы направлений своей творческой деятельности — музыкально-сценической Лениниане. Спустя 17 лет эта опера вторично обрела здесь сценическую жизнь.
Особая глава в истории театра — годы Великой Отечественной войны. В октябре 1941 года в Куйбышев был эвакуирован Большой театр, который в течение почти двух лет работал в помещении местного оперного театра — во Дворце культуры имени Куйбышева. В связи с этим в деятельности нашего театра и в его структуре произошли существенные изменения. Оперно-балетная труппа была объединена с театром музыкальной комедии. Вновь созданный театр получил название Куйбышевского театра оперы, балета и музыкальной комедии. В таком качестве он просуществовал до 1949 года. Основу репертуара в военные годы составляли камерные оперы, оперетты и музыкальные комедии. Коллектив возглавлял А.Эйхенвальд.
Весь материал читать по ссылке www.sama.ru/~samaraart/theatre/theatre/opera.htm