Самара сегодня >> Cамара-городок >> Самара как место проведения


ТРЕТИЙ ТОЛСТОЙ И ЕГО СЕМЬЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

конференция под таким названием состоялась в октябре в Самаре
Выражаясь языком газетных передовиц недавнего прошлого, состоявшаяся конференция открыла собою череду торжественных мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения А.Н.Толстого. Собственно, до юбилея писателя-земляка еще надо дожить: он будет только в январе. Но уже осенью на родине Лельки Квашни собрались литературоведы из Санкт-Петербурга, Воронежа, Тамбова, Вологды, Познани (Польша), преподаватели самарских вузов, сотрудники музеев и периодических изданий. Участники конференции в течение двух дней обсуждали вопросы, связанные с творчеством самого А.Н.Толстого и других представителей этой литературнейшей из русских фамилий.

  
Этот научный форум уникален во многих отношениях и наверняка останется в истории науки о Толстом как первая попытка взглянуть на автора «Приключений Буратино» и «Петра Первого» прежде всего как на художника, написавшего, скажем так, не самые плохие книжки, вне зависимости от того, был ли он чьим-то холуем и от кого получал пощечины. Само по себе показательно, что интерес к фигуре А.Н.Толстого на его родине возобновился именно теперь, в канун 120-й годовщины со дня его рождения, двадцать лет спустя после шумного и многоречивого празднования юбилея на исходе эпохи престарелых вождей и красных ленточек (к слову сказать, одной из последних была перерезана ленточка открывшегося ровно двадцать лет назад в Куйбышеве музея писателя, тогда первого и единственного в стране) и по прошествии десяти лет со времени гробового молчания в девяносто втором, которое наступило как реакция на открывшиеся ранее неизвестные факты.
Однако и двадцать, и десять лет назад в личности А.Н.Толстого слишком явственно выделялись черты, мешавшие безоблачному чествованию юбиляра. Партийных бонз вполне справедливо не устраивал холеный вид и чересчур выдающиеся щеки барина, которых не могли заслонить даже «Хлеб» и хрестоматийные «Рассказы Ивана Сударева». А победивших за год до 110-летия А.Н.Толстого демократов все тот же «Хлеб» уже бросал в дрожь, усиливавшуюся при упоминании чуть ли не о приятельских отношениях писателя с «отцом народов», об эпизоде с оплеухой Мандельштама et cetera. И тем, и другим оказался одинаково неудобен кратковременный отъезд писателя за границу в 1919 году, где он пробыл в общей сложности четыре года. Первым срок пребывания «там» казался слишком большим, а самый факт отъезда – постыдным. Вторые, напротив, предпочли бы именно этот факт биографии А.Н.Толстого сделать жирной точкой, а еще лучше – восклицательным знаком в конце его жизненного и творческого пути. Но, несмотря на все биографические неудобства, десять лет назад все же выяснилось, что развалить монумент под пятой «красного графа» оказалось не таким уж простым делом, и о юбиляре предпочли просто не вспоминать.
И вот – новая встреча исследователей с писателем, ставшая попыткой понять и принять этого человека и художника вместе со всеми его трусливо-холуйскими поступками, эксцентричностью, «шалопайствами» и «дурачествами» (определения Бунина). И не просто понять, а найти его место в истории литературы, установить, в чем состоит зерно «толстовского» мироощущения, унаследованное самим Толстым у матери и теток – писательниц и мемуаристок В.Л. и М.Л.Тургеневых и переданное следующим поколениям Толстых – сыновьям и внукам, среди которых пользующаяся сегодня широкой популярностью писательница Татьяна Толстая.
Прозвучавшие на конференции доклады (общим счетом более двадцати) касались разных аспектов творчества Толстого и Толстых: от мотивов новеллистики самого А.Н.Толстого и его матери до проблем поэтики рассказов и пока что единственного романа Т.Толстой. Исследовательница из Вологды А.В.Федорова представила анализ мотива дороги в ранних рассказах А.Н.Толстого. А.И.Иванов (Тамбовский университет) размышлял о том, как отразились события Первой мировой войны в творчестве писателя. Профессор Ч.Андрушко (Познань) познакомил нас с «толстовскими» концепциями в польском литературоведении. Обсуждались также взаимоотношения Толстого с писателями-современниками, проблемы прототипов некоторых героев и даже специфика интерьерных решений в прозе писателя и особенности топоса еды в романе «Петр Первый». Целый день работы конференции был посвящен внукам Толстого – Е.Д., И.Н. и Т.Н.Толстым, литературоведческие и литературные работы которых выглядят совсем иначе, когда рассматриваются в перспективе связи со всеми остальными явлениями «толстовской» линии.
Уникальность состоявшейся конференции заключается еще и в том, что она стала закономерным итогом многолетней работы самарских ученых и музейных работников, начавшейся несколько десятилетий тому назад. За эти годы Самара стала не просто центром изучения творчества А.Н.Толстого, но и хранителем памяти рода Толстых, точкой пересечения лиц, судеб и целых эпох. За два десятилетия существования в городе музея писателя здесь побывали многие родственники Толстого, иллюстраторы его произведений, актеры, ученые, в один голос говорившие о том, что в доме Толстого ощущается его живое дыхание. Самарскими исследователями М.П.Лимаровой (создатель и первый директор музея), Л.А.Соловьевой, В.П.Скобелевым, С.А.Голубковым и другими подготовлен целый ряд изданий научного и справочного характера, позволивший по-настоящему оценить всю сложность творческой натуры А.Н.Толстого. Таким образом, конференция позволила не только еще раз взглянуть на личность художника, но и пересмотреть уже имеющиеся результаты читательского и исследовательского труда – труда сотворчества и понимания.
К сожалению, на конференции, посвященной семье А.Н.Толстого, не было никого из ныне здравствующих членов этой семьи. Сын писателя Дмитрий Алексеевич, который скоро отметит свое восьмидесятилетие, не смог приехать по состоянию здоровья, внуки - из-за занятости. Правда, незадолго до начала конференции в Самаре побывал живущий в Праге И.Н.Толстой, работающий там выпускающим редактором радио «Свобода». Есть надежда на то, что в будущем самарцы смогут встретиться с внучкой писателя – Е.Д.Толстой, преподающей в Иерусалимском университете, автором ряда книг и статей по истории русской литературы.
Михаил Перепелкин
Рисунок Михаила НАТАПОВА
Весь материал читать по ссылке lifeart.narod.ru/nom9-10/p9-10.htm