Самара сегодня >> Cамара-городок >> О Самаре говорят известные люди


АНДРЕЙ РОСТОЦКИЙ:

Это интервью я записал в мае 1995-го. Тогда в нашем городе проходил кинофестиваль "Шаги Победы", приуроченный к 50-летнему юбилею Победы над Германией. Известный киноактер Андрей Ростоцкий приехал тогда на самарский кинофестиваль вместе со своим отцом: режиссером Станиславом Иосифовичем. Три дня отец и сын Ростоцкие были в Самаре.
 
Все это время мне, в числе других, посчастливилось сопровождать их в нашем городе. Беседовали, говорили "за жизнь". Сейчас, перелистывая блокнот с записью ответов Андрея, горько осознавать, что его нет в живых. Заслуженный артист России, кинорежиссер и каскадер Андрей Ростоцкий трагически погиб 5 мая прошлого года, спустя год после смерти своего отца, Станислава Иосифовича. Андрей запомнился солнечным, обаятельным и очень тактичным человеком… Вот отрывки из интервью, взятом у Андрея Ростоцкого. Самара, год 1995-й….
- Андрей, как Вы пришли в кино? Дань семейной традиции?
- Да нет. "Киношником" я поначалу быть не собирался. В школе я мечтал стать инженером. Увлекался химией и физикой. Одним словом, питал слабость к точным наукам. Однажды во время моего очередного химического опыта произошел сильный взрыв. Но и он не оттолкнул меня от химии. В школьные годы я много занимался спортом, а там, где спорт, незримо присутствует и риск. Мне кажется, всякий мальчишка обожает риск. Таким был и я. И… пришел во ВГИК. Хотел стать каскадером. А поскольку на каскадеров тогда профессионально не обучали, мне пришлось поступать на актерский факультет. Подавал документы в институт втайне от отца. Боялся, что на приемную комиссию "подействует" фамилия. Не секрет, что в то, застойное, время детям многих "киноколоссов" помогали пойти по стопам родителей. Отец узнал о моем поступлении от Сергея Федоровича Бондарчука, руководителя той творческой лаборатории ВГИКа, в которую я попал.
- И сразу начали сниматься?
- Да, еще в начале учебы. Моим дебютом в кино стал фильм Ильи Фрэза "Это мы не проходили". Потом мой педагог Сергей Бондарчук пригласил меня в свою картину "Они сражались за Родину". Режиссерам всегда было интересно занимать меня в той или иной роли: все трюковые дубли я выполнял сам, без дублера.
- Не мальчишество ли?
- Нет, теперь слепой риск уже отсутствовал. Я начал анализировать трюки, продумывать их, причем до мелочей, дабы избежать трагедии. К несчастью, в 70-е годы на съемках иных картин гибло немало каскадеров. Их фамилии даже не указывались в титрах, а потому сейчас они забыты. Гонорары за трюки были смехотворные. Подсечка лошади – один из самых эффектных моментов фильмов о гражданской войне: когда конь на галопе вместе с всадником врезается в землю, - оплачивалась суммой в 70 рублей… Сейчас, когда времена хоть и иные, положение дел практически не меняется. Наши каскадеры охотно снимаются в зарубежных боевиках, вестернах, получая по русским меркам приличные деньги, по западным – гроши.
На Западе же своим каскадерам, помимо приличного заработка, киностудии оплачивают и солидную страховку. Мы пока далеки от этого.
- Значит, справедливы слова вашего героя из фильма "Мужская компания": "Человек всегда мечтал победить смерть, каскадерам кажется, что они ее уже победили…"
- Безусловно. Я потому и решил в начале своей творческой карьеры работать не только как режиссер, но и как каскадер. Было желание показать зрителю "черновую" сторону нашей работы. А вообще автором процитированных вами слов является мой отец. И сказал он их моей маме (актрисе Нине Меньшиковой, - Авт.) во время моих проводов на съемку очередной картины. Видимо, хотел подчеркнуть, что риск у каскадеров уже в крови…
- За свою кинокарьеру вы сыграли немало значительных исторических деятелей. Причем фигуры у вас были колоритные, контрастные: Николай II, Денис Давыдов, Аркадий Гайдар. Кто из них вам больше пришелся по душе?
- Все мои персонажи мне дороги. Главным критерием в утверждении меня на роль было портретное сходство. Режиссеры говорили: похож! Самое приятное впечатление осталось у меня от работы с Сергеем Колосовым. В его многосерийном телефильме "Раскол" я играл Николая II.
- Немного непривычный вопрос… Ответьте как актер и режиссер: Самара – подходящий для съемок кино город?
- Кино можно снимать везде. Другое дело: о чем будет картина. Я успел посмотреть Самару. Красивый город, самобытный. В нем нет московской суетливости, когда люди постоянно куда-то спешат. У провинциальных городов свой ритм. Самара – спокойный город. В вашем городе прекрасная набережная, удивительный парк Горького. Очень красив Драматический театр. Мне очень понравилось его здание – теремок над Волгой. Если говорить о Самаре как о натуре для съемок, то мне кажется, в центре города вполне можно снимать фильм о 20-х годах. Помните известную картину режиссера Файнциммера "Трактир на Пятницкой"? Некоторые проходные дворы на улицах Фрунзе и Ленинградской напомнили мне сцены из этого фильма. Такие же, покрытые бременем времени серо-желтые кирпичные стены, полумрак. Идеальная натура для фильма о Москве 20-х годов… Я обратил внимание, что на дверях некоторых домов в центральной части Самары, особенно ближе к Волге, - там много таких полуразрушенных деревянных домишек, так вот, на дверях домов сохранились бронзовые таблички "Для писемъ и газетъ". С царских времен еще, наверное. По центру Самары интересно бродить пешком. Я случайно зашел в один дворик, неподалеку от Самарской площади. Так там, внутри, скрывался прелестный особнячок, постройки 19 века! Даже ажурные балки, поддерживающие козырек над его крыльцом у него родные, стародавние. В Москве, к сожалению, приезжий человек, да и коренной москвич, такого уже не увидит… В Самаре есть своя прекрасная неповторимость. А в самарских микрорайонах вполне можно снять любой фильм, сценарий которого будет построен на современном материале.
- Андрей, что вы пожелаете самарцам?
- Берегите и цените свой город! Радуйтесь Самаре, волжским зорям и России!
Материал предоставлен автором исключительно для портала "Самара-Городок".
Весь материал читать по ссылке news.samaratoday.ru/news.asp?y=2003&m=5&d=21&r=1&n=28304