Самара сегодня >> Cамара-городок >> Сделано в Самаре


ОТ ПРОЕКТА «64» К САМОЛЕТУ ТУ-4

Для проведения испытаний был создан руководящий штаб, возглавлявшийся Главным маршалом авиации А.Е.Головановым со стороны ВВС и Заместителем министра П.В.Дементьевым со стороны МАП. В штабе постоянно присутствовали представители разработчиков оборудования, а также министерств, связанных с программой Б-4.
  
Постоянным представителем от КБ А.Н.Туполева был Д.С. Марков. Испытания проводились как совместные сразу на двадцати серийных машинах, такая организация позволяла максимально использовать возможности по скорейшему доведению самолета и ускорению его поступления в войска. В ходе испытаний самолет получил новое официальное обозначение Ту-4 (самолет "Р.").

Летные и специальные испытания продолжались до 1949 года, акт по испытаниям был подписан непосредственно Сталиным (случай уникальный в истории отечественной авиации). И, наконец,11 мая 1949 года самолет Ту-4 официально принимается на вооружение.

Пока шли испытания и доводки первых машин, на казанском заводе разворачивалось полномасштабное серийное производство. В 1947 году решением Правительства к серийному выпуску самолетов Ту-4 подключился завод № 18 в Куйбышеве, а в следующем - московский завод № 23. Всего до прекращения серийного производства в 1952 году три завода успели построить 847 Ту-4 (из 1000, которые планировал получить Сталин).

За создание самолета Ту-4 и организацию его крупносерийного производства руководство и многие работники КБ А.Н.Туполева, других КБ и серийных заводов были отмечены правительственными наградами и званиями лауреатов Сталинской премии.

Переучивание экипажей Дальней Авиации на Ту-4 началось еще в 1946 году, когда первый серийный Б-4 был еще в постройке. Массовое поступление Ту-4 в части Дальней Авиации началось в 1949 году. Первыми Ту-4, как это было принято в СССР при перевооружении на новую боевую технику, получили западные военные округа. Самолеты передавались в полки, дислоцировавшиеся на аэродромах на Украине, под Ленинградом, в Карелии, в Эстонии и в Белоруссии. Ту-4 в ходе учений и в периоды обострения международной обстановки перебрасывались на передовые аэродромы в Восточной Европе, готовые в любой момент нанести бомбовые удары по войскам НАТО, дислоцированным в Европе.

Как и американские В-29 и В-50, советские Ту-4 по тревоге поднимались в воздух и летели к границам Восточного блока. Одиночно или в составе групп патрулировали вдоль границ вероятных противников. Иногда в этих "играх" принимали участия и самолеты Ту-4А, неся на борту атомные бомбы.

По мере насыщения ВВС новыми Ту-4 самолеты начали поступать в Авиацию ВМФ, в минно-торпедные полки, в связи с этим для Ту-4 была разработана система минно-торпедного вооружения.

Экипажи Ту-4А привлекались к испытаниям советского ядерного оружия над полигонами в Семипалатинске и на Новой Земле. С Ту-4А была сброшена практическая атомная бомба в ходе учений советских войск под Тоцком в 1954 году.

Самолеты Ту-4К с комплексом "Комета" были реальной угрозой для боевых кораблей и судов конвоев западного союза. Комплекс был в короткие сроки освоен в войсках и с успехом применялся на учениях флотов, к которым привлекались Ту-4К.

Десантно-транспортные Ту-4Д поступили на вооружение транспортных полков ВВС и до начала 60-х годов активно использовались для переброски войск и боевой техники. В этом качестве они использовались для переброски войск и грузов в восставшую Венгрию. Стартовавшие на бомбежку Будапешта Ту-4 были возвращены на свои базы на подходе к венгерской границе.

Несколько десятков Ту-4 были поставлены в КНР, где использовались до 80-х годов.

Начиная с 1954 года, Ту-4 постепенно начали заменяться в частях Дальней Авиации самолетами Ту-16. К началу 60-х годов Ту-4 сохранились лишь в транспортных соединениях ВВС, учебных заведениях и как летающие лаборатории в системе ВВС и МАП. В настоящее время в России сохранился лишь один единственный экземпляр Ту-4, представленный в экспозиции Монинского музея.


Весь материал читать по ссылке www.tupolev.ru/Russian/Show.asp?SectionID=135&Page=2