Самара сегодня >> Cамара-городок >> Сделано в Самаре


Ту-4. ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

19 мая 1947 г. состоялся первый полет первого серийного самолета (Н.С.Рыбко), вслед за ним - второго (М.Л.Галлай) и третьего (А.Г.Васильченко). Еще до первых полетов, 11 ноября 1946 года берлинская газета Der Kurier возвестила о начале производства в СССР копий B-29. На западе в это никто не мог поверить.
 
Считалось, что Советский Союз был не в состоянии производить подобную технику. Но все сомнения сняла демонстрация на воздушном параде 3 августа 1947 г. в честь Дня авиации трех первых серийных машин и пассажирского Ту-70. Полные всесторонние испытания двадцати экземпляров из первой серии продолжались почти два года, были изжиты обнаруженные дефекты и в дальнейшем выпуск шел уверенно, без осложнений.

Обучением летных экипажей занимался летчик-испытатель В.П.Марунов, освоивший полеты на B-29 во время службы на Дальнем Востоке. Серийный выпуск Ту-4 (так стала называться машина) был налажен на заводе №22 в Казани и №18 в Куйышеве. К концу 1949 года, когда в составе ДА уже числилось более 300 машин, производство самолета было налажено на заводе №23 в Москве. Всего до завершения постройки в 1952 г. было произведено 847 самолетов.

Бомбардировщик Ту-4 (единственный самолет в истории советской авиации, акт по государственным испытаниям которого утвержден Председателем Совета Министров и Министром обороны И.В.Сталиным) сыграл в укреплении обороноспособности страны значительную роль. С принятием его на вооружение советских ВВС, США утратили монополию не только на обладание оружием массового уничтожения, но и на средства его доставки. (Именно с Ту-4 18 октября 1951 г. была впервые сброшена советская атомная бомба.)

Впрочем, воздушные бои над Кореей, где столкнулись американские B-29 с советскими реактивными истребителями, показали, что век поршневых военных самолетов завершился. В нашей стране самолеты Ту-4 были последними серийными тяжелыми бомбардировщиками с поршневыми двигателями. До середины пятидесятых годов они составляли основу стратегической авиации СССР. Выдающийся инженерный талант, широта технического и государственного мышления позволили Туполеву за короткий срок поднять целые отрасли промышленности до мирового уровня. В дальнейшем на этом фундаменте им были сделаны разработки оригинальных конструкций самолетов - Ту-16 и Ту-95 - не имевших аналогов в мировой авиации. С появлением более совершенных бомбардировщиков, Ту-4 продолжали свою службу в ВТА, пока их не вытеснили специализированные Ан-12.

Некоторое количество Ту-4 (есть данные о 15 машинах) были переданы КНР. И в мае 1965 г. c одного из них была cбpoшена пеpвая китайская ядеpная бoмба мoщнocтью 40 кт. Ту-4 в КНР прослужили до начала 70-х.
Кодовое обозначение НАТО - Bull (Бык).
(на фото:Бомбардировщик Ту-4 в Музее авиационной техники ВВС при Военно-воздушной академии им.Гагарина в г.Монино.
Фото: Anton V. Daryin)


Весь материал читать по ссылке legion.wplus.net/index.html?/guide/air/b/tu4.html