Самара сегодня >> Cамара-городок >>  Война (1941-1945)


ИЛ-2 - Гордость отечественной авиации


Мощный гул турбореактивных двигателей прорезал тишину аэродрома. Самолет, опустив нос, на мгновение замер, а затем, стремительно набирая скорость, начал разбег. Так, 25 сентября 1982-го ушел в свой первый полет бомбардировщик-штурмовик Ил-102. Его необычные, странно угловатые формы были еще непривычны для глаз, и все же невольно хотелось угадать в них черты другого, теперь уже легендарного Ил-2.


  
  
Четыре с лишним десятилетия, разделившие старты этих машин, убедительно доказали правильность и эффективность концепции бронированного штурмовика, выдвинутой Сергеем Владимировичем Ильюшиным в конце 1930-х. Его штурмовики, первым из которых стал Ил-2, явились принципиально новым видом тактического оружия, одновременно обобщившим собой весь предшествующий мировой опыт.

Спустя десятилетия, отделяющие нас от того сурового и трагического военного времени, не вызывает сомнения та выдающаяся роль, которую сыграла советская штурмовая авиация в разгроме германского фашизма. Ее вклад в победу поистине неоценим. Удивительна гениальная прозорливость Ильюшина, сумевшего вопреки мировому опыту и принятым тогда тактическим концепциям ведения военных действий, точно предугадать основную задачу авиации в надвигающейся войне - взаимодействие с наземными войсками и, как следствие этого, создать бронированный штурмовик для их поддержки с воздуха.
...В.Ильюшин и летчик-испытатель В.Коккинаки на заводском аэродроме в Куйбышеве.(на фото)

Тяжеловатый в пилотировании «Ил» не каждому летчику был под силу. Физически слабый пилот не всегда мог вывести машину из пикирования из-за больших усилий на ручке. Мы старались создать угол пикирования как можно больше, но выше 35-40° из-за чрезмерных усилий не получалось. Самолет тяжелый, скорость 350-400 км/ч по тем временам большая и такая махина с трудом выводилась из пикирования лишь двумя руками.

Обзор из кабины "Ила" неважный, особенно на посадке. Переднее бронестекло фонаря имело толщину 60 мм. За приближением земли следили только через боковые стекла. Особенно плохо было в сложных метеоусловиях. Стекла имели недостаточную прозрачность, да еще осадки. При неудачной посадке или боевом повреждении самолета часто заклинивал фонарь и открывать приходилось с трудом. Иногда механики делали это ломами.

Когда корабли шли в группе, а это самый распространенный случай, все средства ПВО нацеливали на нас. Немцы имели очень хорошие автоматические зенитные установки "Эрликон", калибра 20 мм. Как правило, ставилась огневая завеса, через которую мы шли к цели. Кто успевал проскочить завесу, тот оставался цел, и мы старались нырнуть под нее, как можно ниже. Но на выходе из атаки "Илы" часто подбивали.

Находкой для нас был одиночный корабль и с ним мы расправлялись быстро, а вот с группой судов бороться было очень сложно.

Ил-2 - самолет-легенда и остается сожалеть, что ни одной живой машины (за исключением извлеченных из болот и восстановленных благодарными потомками) так и не сохранилось в российских музеях

Евгений ЧЕРНИКОВ
"Крылья Родины" 2002' №5


Весь материал читать по ссылке www.airwar.ru/other/kr/kr2002_05/art_01/art_01.html