Самара сегодня >> Cамара-городок >> Грушинский фестиваль


ЗДРАВСТВУЙ, ГОРА! ЛЕОНИД БАРКОВ

"Гвоздем" знаменитого Грушинского фестиваля авторской песни стало выступление команды силовиков
Кажется, эта знаменитая жигулевская поляна у подножия горы, где проходят традиционные песенные праздники, никогда не пустует. Я приехал сюда за сутки до официального открытия XXVIII Грушинского фестиваля и... чуть не опоздал: огромный палаточный город со своими улицами и площадями уже встречал пришельцев острым дефицитом свободных квадратных метров.

Но стоило обосноваться, как тут же возник новый дискомфорт. При первом же знакомстве с фестивальной программой захотелось разорваться как минимум на шесть частей. Почетные гости, лауреаты прошлых лет выступали одновременно на четырех эстрадах, любителей веселой песни (а кто ж ее не любит?) привечала разудалая чайхана. А сколько интересного звучало просто возле палаток! Подходи, садись, слушай... Еще раз о "лишних людях"

  
За 28 лет, в течение которых проходит фестиваль авторской песни имени куйбышевского студента Валерия Грушина, о его истории, окружающих пейзажах (отсюда и термин — Гора) и здешней атмосфере сказано предостаточно — не будем повторяться. Тем более что с каждым годом "Груша" обогащается чем-то новым. В этом году здесь вырос незнакомый прежним гостям фестивальной поляны Интернет-город: сразу пять самарских компаний объединились для предоставления гостям услуг IP-телефонии и пользования Всемирной паутиной.

Мало того, впервые за всю историю фестиваля в нем "на организованной основе" приняла активное творческое участие объединенная команда силовых структур. Участие в конкурсной программе представителей МВД, МЧС, Минобороны, Федеральной пограничной службы, строгие ревнители жанра тут же сочли конъюнктурной уступкой силовикам. Однако дуэт колоритных парней в майорских погонах с песней "Банечка" получил заслуженный лауреатский диплом.

Но это было потом. А в первый вечер я совершил короткую экскурсию по палаточным микроконцертам. Юрий Вольский, 43-летний судья по велоспорту, приехал с друзьями из Кургана. Авторской песней Юрий увлекся с середины 70-х. На фестивале хочет послушать не столько приехавших "звезд", сколько молодых авторов из разных городов. "В позапрошлом году записал здесь шесть кассет с незнакомым репертуаром — так у меня потом все друзья брали их по очереди переписывать...".

Игорь и Ринат — студенты из Уфы. На Грушинском впервые. Про Городницкого, Берковского, Егорова пока не слыхали. В ответ на вопрос о своих предпочтениях в авторской песне неуверенно называют... Олега Газманова, группы "Рондо" и "Лесоповал". Значит, им предстоит еще немало открытий.

Между прочим, тема "лишних людей", для которых здесь "все хорошо, только бардов много", всплыла и на итоговой пресс-конференции. Не кажется ли вам, что фестиваль стал прибежищем любителей тусовки, не имеющих ничего общего с особым песенным жанром? Организаторы дали понять, что пока относятся к этой тенденции вполне спокойно.

— Да, наверное, 160 тысяч человек — это уже многовато. Но мы не можем запретить людям приобщаться к песенной культуре и поэзии, — сказал главный режиссер и постоянный ведущий Грушинского фестиваля Борис Кельман. — И потом, вдумайтесь, господа, в такую цифру: за четыре дня фестиваля служба охраны, к работе которой у нас нет претензий, зафиксировала всего 6 случаев правонарушений. Разве это не свидетельство особой здешней атмосферы?

Полпред попрощался по-английски

Проблема-то шире, признался Кельман уже в кулуарах. За последние годы фестивальная сцена в виде гитары стала очень престижной для самых разных исполнителей, политиков, предпринимателей, которые буквально горят желанием сказать Горе хоть пару слов. Еще ни разу главный режиссер не испытывал такого административного нажима от различных кругов, как в этом году. Борис Рафаилович не называл конкретных имен, да этого и не требовалось — пресс-конференция проходила через каких-то шесть часов после завершения главного фестивального концерта. Наибольшее недоумение у стотысячного зрительного зала вызвало выступление на нем популярного исполнителя Никиты Джигурды, который на правах почетного гостя с превеликим счастьем на лице выдал свой громкий хит "Любить по-русски".

Между прочим, полномочный представитель президента России по Поволжскому округу Сергей Кириенко побывал на ночном концерте исключительно в качестве зрителя. Он не счел целесообразным покрасоваться перед телекамерами на фестивальной гитаре и покинул мероприятие по-английски.

Так уж повелось, что впечатление об очередном Грушинском складывается прежде всего по его главному концерту. В этом году, по общему мнению, общий уровень программы оказался ниже предыдущих лет. Об этом сказала мне член фестивального жюри Галина Хомчик. Зато какой сюрприз преподнесла Гора приунывшему зрителю!

Уже незадолго до завершения концерта, прямо во время исполнения очередной песни, огромный зрительный зал лишился звука и света — как потом объяснил главный энергетик мероприятия, вышел из строя коммутационный аппарат в распределительном шкафу. В темноте все со смехом сразу вспомнили, что генеральным спонсором праздника является РАО "ЕЭС России". Но пока специалисты ликвидировали техническую неприятность, Гора вдруг наполнилась десятками песен. Вокруг тех, кто зачем-то, словно подозревая вынужденный перерыв, захватил с собой гитару, люди запели. Пауза, продлившаяся достаточно долго, стала особой эмоциональной краской фестиваля, наглядно продемонстрировав единение этой "толпы", которую когда-то гонители Грушинского именовали в своих чиновничьих документах "неуправляемой".

Как тут не вспомнить бардовскую классику:
— Кто-то выключит свет — лампу солнца потушит.
— И зажгутся костры, голоса зазвенят.
— Ах, как хочется петь, ах, как хочется слушать!
— Ах, как хочется жить и любить всех подряд!
12 июля № 119 (730)



Весь материал читать по ссылке www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/119/8/2.html