Самара сегодня >> Cамара-городок >> Культура, искусство. Литература


Малевич был признан подлинным на том основании, что он хранился в чулане на дне ящика с картошкой

Инкомбанк приобрел «Черный квадрат» Малевича в 1993 году. Неизвестная ранее работа находилась у наследников художника. С тех пор считается, что в России появился четвертый «Черный квадрат» (два в Третьяковской галерее и один — в Русском музее). Но вот банк обанкротился, и у комитета кредиторов возникла идея продать коллекцию Инкомбанка за долги, о чем мы вкратце написали в «Собеседнике» №3. Занимается реализацией собрания Александр Есин, который считает, что вполне реально выручить за картину $15 млн. Специалисты же, наоборот, говорят: максимальная цена для этого полотна у нас в стране (а за рубеж его продать практически невозможно) — $3 млн. Кстати, сам банк приобрел полотно за $250 тыс. Сделка была оформлена как предоставление безвозмездного кредита владельцам холста.
Тот, кто захочет приобрести шедевр, потребует заключения экспертов о его подлинности. В июле 1993 года три специалиста по советской живописи написали: авторство Малевича подтверждается на основании того, что «характер живописной поверхности соответствует...», «степень старения живописи не противоречит...», «надпись по начертанию близка к автографам...», «аналогичное по размерам и близкое по пропорциям изображение квадрата можно видеть на фотографии...». И вывод — «произведение, по-видимому, является одним из авторских вариантов-подтверждений».

 
И когда мне впервые сказали о сенсационной самарской находке, я отнеслась к ней с большой долей скепсиса.
Но по переписке я знала вдову художника. Она жила вместе с сестрой Анжеликой Андреевной, которая пережила ее всего на несколько месяцев. Сестры обитали в Санкт-Петербурге, в тесной малогабаритной квартире. Знаю я и наследницу — внучку Анжелики Андреевны (у Натальи Андреевны не было детей). Это люди совершенно не авантюрного склада, исключительно порядочные.
Оказалось, «Черный квадрат» даже не был хорошенько спрятан. О нем, по-видимому, просто забыли: картина хранилась в чулане, вроде бы на дне ящика с картошкой. Вероятно, пожилые женщины настолько не придавали ей значения и не считали какой-то ценностью, что только после смерти Натальи Андреевны работа была обнаружена в совершенно неподходящем для нее месте.
Это, собственно, и определило выводы экспертов, что «Квадрат» — подлинный.
История его приобретения Инкомбанком крайне интересна. Наследники — внучка Анжелики Андреевны и ее дочь — живут в Самаре. У дочери есть муж, мать которого имеет крупный строительный бизнес в регионе. Получив в наследство несколько картин художника, нигде не опубликованные негативы, гипсовые модули для картин Малевича, его завещание от 1932 года, они несколько растерялись. Для начала решили предложить «Черный квадрат» Русскому музею. Ничего не получилось — аспекты переговоров обе стороны тщательно скрывают. Потом в городе прознали о ценном наследстве, и в местной газете появилась сенсационная заметка о картине, которая оценивается в десятки миллионов долларов. На владельцев начались покушения. Картину даже пришлось отнести в сейф местного управления ФСК (ФСБ). Владельцы уже совсем потеряли голову, когда Игорь Лико, директор местного отделения Инкомбанка, заинтересовался живописью. Но надо было провести экспертизу. Глава семейства отправился в Москву. Он позвонил в Министерство культуры. Но министерство не делает экспертиз, и владельца «Квадрата» отправили в Третьяковку. Но и там для частных лиц экспертизу не делают. Пришлось ему возвращаться в Самару и просить бумагу в управлении культуры.
Позже наследники начали спешно избавляться от всего, что хоть как-то напоминало имя Малевича. «Ликвидация» была вызвана страхом: операции с «Черным квадратом» привлекли к семейству внимание криминала. Однажды владелец пропал на 4 дня. Когда он возвратился, выяснилось, что его захватили бандиты. Он потом месяца четыре лечился в психбольнице.
Итак, в 1993 году эксперты сказали свое слово о «Черном квадрате». Сегодня, спустя 8 лет, можно с уверенностью утверждать лишь одно — эта работа действительно из собрания семьи. И еще — за те же 8 лет она прочно вписалась в историю отечественной живописи. А потому обтекаемые формулировки экспертов уже мало кого интересуют. Даже если «Квадрат» этот — подделка...
Компромат.Ru ®
Весь материал читать по ссылке www.compromat.ru/main/vinogradov/kvadrat.htm