Самара сегодня >> Cамара-городок >>  Религии. Атеизм


Вероисповедания русского населения Самарской области.

(По материалам К.И.Серебренитского).
Большая часть русского населения Самарской области исповедует православие и принадлежит к Русской Православной Церкви (далее - РПЦ). Первые храмы и монастыри появились здесь во второй половине 16 в.: в 1586 г. при основании крепости Самара был заложен и первый православный храм, в 90-е гг. того же столетия в Самаре появляются мужской и женский монастыри.

  
Старообрядческая Православная Церковь (далее СПЦ) (ее традиционное название Белокриницкая иерархия. - См. раздел "Русские, общая характеристика - Религия") и Древлеправославная Русская Церковь (далее ДРЦ) (См. раздел "Русские, общая характеристика - Религия" - Старообрядческая церковь древлеправославных христиан). Первые приходы СПЦ в Самарской губернии появились в 50-х гг. прошлого столетия. В 1871 г. была образована ее Самарская епархия 301 , которая просуществовала по крайней мере до начала 30-х гг. нынешнего столетия. До 80-х годов общины СПЦ на территории Самарской области находились фактически на нелегальном положении, хотя в целом по стране она функционировала. В 1987 г. был открыт Свято-Троицкий храм в Сызрани. На большие праздники в нем собирается до 200 прихожан. В настоящее время есть отдельные общины или прихожане в г. Самаре, в Сызранском, Шигонском, Ставропольском районах. Численность из незначительна. ДРЦ до середины 20 в. являлась наиболее значительным старообрядческим движением в Самарской области. В 1944 г была образована Куйбышевская епископия* (ныне - вдовствующая кафедра). В 1987 г. в г. Самаре был открыт Покровский храм, общее число его прихожан по области достигает около 300 человек. Есть общины в г. Новокуйбышевске, в Шенталинском, Кошкинской и некоторых других районах. Ко второй группе относятся Иргизские часовенные старообрядцы* (далее - ИЧС). (См. раздел "Русские, общая характеристика - Религия". - Часовенное согласие) и Спасов толк* (См. раздел "Русские, общая характеристика - Религия". - Спасово согласие) малого начала (далее - СТМН). Толк ИЧС возник в селениях по р. Большой Иргиз после закрытия старообрядческих Иргизских монастырей (1836-38 гг.). 302,303 Оставшиеся малочисленные общины до сих пор существуют в некоторых селах Пестравского, Больше-Глушицкого и Хворостянского районов. В г. Новокуйбышевске есть моленная, основанная в 1970 г. выходцами из этих районов. ИЧС как особое течение сегодня находится на грани исчезновения. Спасов толк (далее - СП) - наиболее раннее исповедование на территории нашего края. Первые общины возникли на Самарской Луке на побережье р. Волги от г. Сызрани до г. Самары еще во второй половине 17 века. Последователи СП посещают храмы и и исполняют основные обряды РПЦ. Главное исключение - обряд погребения, которое должно проходить тайно. Во время собора 1893 г. в Самаре Спасов толк распался на Большой и Малый началы* (Начал обозначает устав). 304,305 Спасовцы большого начала (далее - СТБН) полностью отошли от РПЦ, завели собственные моленные с наставниками. (Относится к группе "не приемлющим священства"). Приверженцы же СТМН обычно посещают православные храмы. Разрозненные общины последнего доныне существуют в г. Самаре, в селах Самарской Луки, а также в Красноярском, Волжском, Безенчукском, Приволжском и Ставропольском районах. К третьей группе относятся: уже вышеназванный СТБН, а также Поморская Древлеправославная Церковь Старого Обряда* (далее - ПДЦСО) (См. раздел "Русские, общая характеристика - Религия". - Поморское согласие) и федосеевцы* (См. раздел "Русские, общая характеристика - Религия"). Спасов толк большого начала (законно-брачные или поющие спасовцы) полностью прервали молитвенное общение с РПЦ. У них укрепилась власть своих наставников. В начале 1990-х годов в Самаре была зарегистрирована небольшая община численностью до 30 человек. Молиться собираются они на квартирах, но претендуют на возвращение здания бывшей городской моленной. Отдельные верующие этого толка живут на Самарской Луке (примерно 20 человек), а также - в Борском, Ставропольском, Красноярском, Алексеевском и Сергиевском районах. Первые общины ПДЦСО (законно-брачного согласия) появились на Самарской Луке в 80-х гг. 18 века (См. подробнее: 306). В 1994 г. был восстановлен их храм в г. Самаре. До этого собирались в домашней моленной. Община г. Самары насчитывает около 150 чел., по большим праздникам в город съезжается до 250 человек.
Весь материал читать по ссылке www.uic.ssu.samara.ru/~povolzje/russkie_relig_sam.htm