Самара сегодня >> Cамара-городок >>  Религии. Атеизм


Старообрядцы. БЕСКРЕСТНОЕ СОГЛАСИЕ

Бескрестное согласие старообрядчества, которое до самого последнего времени существовало в сс.Подгоры и Выползово Волжского района Самарской области, никогда не было даже вскользь упомянуто в печати.
  
Столетие назад открытие каждого неизвестного толка или согласия в старообрядчестве считалось в определенных кругах научной сенсацией, о которой сообщали в столичных газетах. На Самарской Луке вероисповедания коренного населения до сих пор вообще не были исследованы, поэтому все, что удается узнать о местных старообрядцах, может считаться в какой-то степени открытием.

В 1900 г. на Самарской Луке в 20 селениях были отмечены старообрядческие общины (по статистике справочника Н. Баженова 1903 г.), что подтверждается прочими источниками. Это - две трети селений всей Самарской Луки.

Основные мои собеседники в разговоре о бескрёстной вере: Василий Андреевич и Лидия Михайловна Мамантовы, коренные уроженцы и старожилы Подгор; старшая подгорская богомолка, как говорят за попа - Анна Бормотова и Людмила Ильинична Батакова, наезжающая в Подгоры на каждое лето из Самары, много лет - соседка последней главной бескрестной А.Г.Вареновой, купившая оставшийся после нее дом. Все они принадлежат к Русской Православной Церкви, только у Василия Андреевича Мамантова бабка была из кулугурской се мьи - еще в прошлом веке.

Старая вера делилась на два основных толка по местным названиям - Костина вера и другой толк, который там называют просто кулугурами. Костина вера - получила свое имя от наставника Михаила Костина, который жил в 1920-х гг. Скорее всего, это Спасов толк большого и малого начала. Про бескрестную веру - третий толк - в селе знают гораздо меньше и по числу приверженцев он значительно уступал другим.

Первый сокрушительный удар старообрядчеству Самарской Луки нанесла коллективизация: с 1933 г. из официальных документов исчезли сразу все старообряд ческие общины - с этого времени они больше не подлежали регистрации, то есть фактически были запрещены. Затем новые потрясения, которые пережило коренное население Луки, окончательно подорвали устойчивость старообрядчества: строительство ГЭС, лесоразработки и поиски нефти 1940-1950-х, появление города Жигулевска и быстрый рост промышленных комплексов Куйбышева и Тольятти, массовое бегство младших поколений из сельской местности 1960-х - 70-х гг..


Весь материал читать по ссылке rda.rema.ru/beskrestnye.shtml