Самара сегодня >> Cамара-городок >> Грушинский фестиваль


Шанс - есть! (Commander Хэлл - Александр Виноградов, Нижний Новгород)

Можно потратить 300 долларов и две недели, съездить в Турцию, а потом сожалеть о том, что пятизвездочный отель оказался чем-то средним между общагой и вокзалом. Можно сидеть дома и встретить осень бледным усталым телом.
А можно, собрав рюкзак, отправиться под Самару, где, кроме свечного, шоколадного и авиационного заводов и непотопляемого губернатора, есть такая хорошая вещь, как Грушинский фестиваль. Вырваться из потока будней, из ритма попсы, дергающего разум посредством приемников маршруток и динамиков музыкальных отделов. И ни о чем не сожалеть, потому что то, что кажется обломом, может обернуться отличной мазой. Маза - это вообще, говорят, термин автостопщиков. От слова МАЗ. Означает везение. Потому что застопить МАЗ - это удача: далеко доедешь, потому и трасса, на которой всё стопится - мазовая.


  
Так мы оказались на Грушинском фестивале. В темноте мы пошли по дороге, по сторонам которой стояли машины и палатки, и дошли до кучки людей у костра. Это были кришнаиты. Рядом с ними мы и расположились. Как потом оказалось, место выбрано совсем неправильно, но весьма удачно.

***

Если залезть на фестивальную гору и осмотреть полигон, то прямо перед горой находится озеро, за ним - главная поляна, где стоят организаторы, спонсоры, МЧС, милиция, медпункт, радио, билайновские палатки, откуда можно позвонить по сотовому в любую точку Земли (чем я потом, конечно же, воспользовался), там же находится доска объявлений, а чуть подальше вглубь леса - гостиный двор с картой, на которой обозначены места стоянок. Во все стороны от поляны тянутся сами стоянки, занимая все свободное пространство - их с каждым днем становилось всё больше и в субботу палатки разбивали даже на берегу Волги.

Правую часть полигона занимают торговые ряды, по обороту и разнообразию сопоставимые с универмагом у нас на Московском вокзале, за ними - еще немного стоянок, где разместились купцы, приказчики и торговцы, а дальше - лагерь кришнаитов, оканчивающийся двумя большими балаганами, один из которых был храмом, а в другом - торговали восточными сладостями, благовониями и литературой. Палатка "Молодёжной Стрелки" стояла как раз между торговцами и кришнаитами. Как потом оказалось, чуть поодаль стоял один из трех великих автостопщиков страны - Кротов. Приехал он, впрочем, на поезде, везя народу 65 кг. книг по туризму, авторской песне и автостопу.

Сцены - четыре основных и множество самопальных - находятся в центральной и левой части полигона.

Первая сцена, место проведения второго канала Грушинского фестиваля, ближе всего ко входу. Второй канал не имеет ничего общего с телевидением, это просто конкурс, идущий параллельного основному. Группы и барды могут участвовать как в основной, так и в параллельной программе и часто люди, совершенно не замеченные основным жюри, становятся лауреатами второго канала.

В центре полигона, у гостиного двора, находится вторая (справа) и третья (слева) сцены, и еще одна импровизированная: три больших белых тента, два для зрителей и один - для поющих.

Еще дальше по течению Волги и левее, если смотреть с горы, Чайхана. На этой сцене - место приколам и ненормативной лексике. Дальше - Летучий Голландец (тоже сцена) и поляна бардов (место стоянки самых известных участников фестиваля выбрано довольно далеко - видимо, подальше от толпы).

Самая главная сцена фестиваля - Гитара - плавает прямо на озере перед фестивальной горой.

***

Разбив в темноте палатку, и бросив туда вещи, мы отправились осмотреть местность и сразу же нашли дядьку с канистрой. Он нам показал, где находятся богоугодные заведения с надписями "М" и "Ж" и где брать воду.

Туалетам было, конечно, далеко до тех, что были на Вудстоке в 1968, но для России - сойдёт: они представляли из себя сортиры в среднем мест на 15, огороженные двух-трехметровой стеной чёрного полиэтилена по типу пляжной улитки - то есть дверей нет, но ничего с улицы не видно. Вещь, на первый взгляд, малозначительная, но вы представьте, во что бы превратился лес после ста тысяч человек, если ее не предусмотреть!

Питьевую воду набирали в коровке: насос из артезианской скважины подаёт воду в три лежащих на козлах трубы, от которых отходит по нескольку свободно вращающихся трубок меньшего диаметра. Человек подходит и поворачивает трубу так, чтобы вода лилась в принесенную ёмкость; процесс набора воды действительно напоминает доение коровы. Ещё жидкость, без которой ни туды и ни сюды, развозили в автоцисцерне с рекламой "Билайна" - "Утоли жажду общения!".

А люди все прибывали и прибывали. Поток чуть уменьшался к середине ночи, но никогда не иссякал. К субботе желающим набрать воды или сходить в туалет стало сложнее - люди выстраивались в большую очередь.

Концерт на Гитаре, 1-2 июля 2000.

К субботнему вечеру подъехал народ аж из Владивостока, Хабаровска, Израиля и Голландии. Все ждали финальный концерт на Гитаре.

Самые удобные места на склоне фестивальной горы были заняты еще в четверг. Некоторые заранее выкапывали себе террасы для сидения, другие же - просто огораживали территорию колышками и веревками. Скамейки у самой сцены принадлежали организаторам и на эти места даже продавались билеты.

Народ стал устраиваться на горе уже днём, а ближе к вечеру постоянный поток на главной улице сменил направление - основную массу составляли уже не прибывающие, а те, кто стремился наверх. По склону несколько часов шла небольшая первомайская демонстрация, а когда стемнело, на тропинках, ведущих наверх, и вовсе образовалась пробка. К счастью, гора большая, и мы - я, Алиса, Трубадур и еще один человек из Новосибирска - в комбезе и с псевдошахтёрским фонариком на голове - полезли наверх с другой стороны, по бездорожью. Склон был довольно крутым, ноги скользили по сухому песку и в некоторых местах лезть мне пришлось на четвереньках.

***

Если смотреть с озера, гора светится - тысячи, если не десятки тысяч, фонариков, свечек, костров на склонах придают ей вид то ли гигантского небоскреба, то ли извергающегося вулкана. Взлетающие со склона ракеты только подтверждают последнее впечатление. Но мы - на самой горе, чуть ли не на самом верху, у костра местных жителей. Махонькую сцену, где уже установлен парус и давно идёт концерт, почти не видно из-за деревьев, зато звук, усиливаемый озером и электричеством, слышно отовсюду.

***

А закончилось все быстро - даже неожиданно, потому что до рассвета оставалось еще несколько часов.

(Автор - руководитель проекта "Молодёжная Стрелка
(нижегородская общетусовочная газета)

"Молодёжная Стрелка" на "Студгородке"

Commander Хэлл - Живой Журнал)




Весь материал читать по ссылке throwmirror.narod.ru/grusha2000.html