Самара сегодня >> Cамара-городок >> Самара. Космос


"Буря" С.А.Лавочкина

Профессор В.С.Асланов, СГАУ
Сейчас не часто испытываешь забытое нами чувство гордости за что-то отечественное. Но то, что мы увидели и услышали просто потрясло, другого слова не подберешь. Ежегодно в конце января специалисты по космической технике собираются в Москве на Научные чтения по космонавтике. На сей раз темой пленарного заседания и заседаний секции "История ракетно-космической техники" стала межконтинентальная крылатая ракета "Буря" Семена Алексеевича Лавочкина. В начале пятидесятых годов в Советском Союзе и Соединенных Штатах Америки возникла потребность в межконтинентальных средствах доставки ядерного оружия. Стратегические бомбардировщики Ту-95 (СССР) и Б-52 (США) были к тому времени единственными носителями ядерного оружия. Практически одновременно начались работы в двух ядерных державах по межконтинентальным баллистическим и крылатым ракетам. В 1954 году руководством нашей страны было принято решение о разработке двух типов межконтинентальных крылатых ракет (МКР): тяжелой ракеты "Буран" (не следует путать с многоразовым траспортным кораблем "Буран") и средней - "Бури".
Работы по "Бури" были прекращены неожиданно в декабре 1960 года с формулировкой "Работы прекра- тить, материалы уничтожить". О причинах такого решения можно только догадываться. Особенно "убивает" вторая часть формулировки. К тому времени было готово к испытаниям 19 МКР. Остается сказать, что "Буря" выпускалась у нас в городе, и, видимо, все, что от нее осталось, так это крыло, которое хранится на кафедре КИПЛА нашего университета.

 
Не претендуя на полноту, назовем только некоторые из них. Начнем с прямоточного двигателя большой тяги, которые до сих пор еще не созданы в мире. Далее регулируемый сверхзвуковой воздухозаборник, автономная система астронавигации И.М.Лисовича, совершенная система управления и выведения, новая аэро- динамическая схема системы "МКР+ускорители", система расцепки с ускорителями и сами ускорители, сложнейший стартовый комплекс. Наконец, использование титановых сплавов, отработка технологии и производства. Все это позволило создать межконтинентальную ракету с уникальными свойствами. Она была не достижима ни по скорости, ни по высоте существующим в то время средствам обороны. При этом следует учитывать, что все проблемы аэродинамики, механики, баллистики, проектирования и технологии производство были решены без применения ЭВМ. Интересен тот факт, что зенитную ракету, предназначен- ную для поражения МКР типа "Буря", также разрабатывали в ОКБ С.А.Лавочкина.
на базе статьи опубликованнной в газете "Полёт".
Весь материал читать по ссылке internetelite.ru/cosmopark/bu2.html