Самара сегодня >> Cамара-городок >>  Аварии, пожары, Катастрофы. ЧП.


Заключение по результатам расследования катастрофы самолёта М-12 «Касатик», происшедшей 14.10 1997г.

Заключение по результатам расследования катастрофы самолёта М-12 «Касатик», происшедшей 14.10 1997г. в г. Самара на аэродроме «Самара- Безымянка». 14.10.1997г. в г. Самара на аэродроме «Самара-Безымянка» во время выполнения аэродромных полётов потерпел катастрофу самолёт М-12 «Касатик» СВС 17035, пилотируемый лётчиком-испытателем 1-го класса МО, председателем Лётно-методической комиссии Самарской областной ФЛА Положенцевым А.В. Кроме КВС на борту находился полковник Одинцов А.П., лётчик-испытатель 1-го класса МО, заместитель начальника военного представительства по лётно-испытательной работе. Непосредственным виновником авиационного происшествия является КВС Положенцев А.В. Вместо запланированных полётов по кругу КВС выполнял вертикальные маневры на недопустимо малой высоте с большими кренами и потерей скорости, что привело к столкновению самолёта с землёй в режиме отвесного пикирования. В результате столкновения оба находящихся на борту человека погибли. Комиссией, расследовавшей данное АП, были выявлены недостатки, свидетельствующие о низком уровне дисциплины среди части личного состава СОФЛА. По аналогичной причине в СОФЛА уже была катастрофа самолёта СВС 17033 «Дракон» в районе с. Большая Глушица, в которой также погибли два человека.
 
Обе катастрофы произошли в простых метеоусловиях на исправных воздушных судах. Четыре человеческих жизни слишком большая цена за элементарное несоблюдение правил полётов, которое к большому сожалению допускают не только начинающие пилоты-любители. Потеряны два хороших самолёта, в создание которых вложен не один год жизни целого коллектива, не говоря уже о затраченных материальных средствах. Комиссия по расследованию катастрофы самолёта «Дракон» 7.06.1997г. уже рекомендовала «вести строгий контроль за дисциплиной, правильностью выполнения полётов и руководства полётами». Однако, как видно, должных выводов сделано не было. Налицо продолжающееся игнорирование правил полётов, отступление от рекомендаций РЛЭ и явная переоценка своих возможностей со стороны опытных лётчиков, лётчиков-испытателей, забывающих, что к какому бы ведомству не относился самолёт, он остаётся самолётом, а законы аэродинамики одинаковы для самолётов всех ведомств. К сожалению не единичны случаи, когда опытные профессиональные лётчики, отлично выполняющие свои обязанности и чётко соблюдающие все законы и правила на работе, садясь в самолёт любительской авиации, решают для себя: «здесь можно всё». Слишком тяжелы результаты такого заблуждения. В июле 1997г. Самарская областная ФЛА вступила в качестве коллективного члена во ФЛА РФ. В апреле 1997г. в г. Самаре было проведено «Совещание по проблемам контроля за использованием воздушных судов малой авиации, базирующейся на территории Самарской области».Участниками совещания были представители ФСБ, транспортной прокуратуры, милиции. ПРУ ФАС РФ, РОСТО, СОФЛА.. Отмеченное в п.3 «Протокола » указанного совещания отсутствие учёта всех воздушных судов малой авиации и их владельцев не соответствует действительности. Учёт и регистрация в Едином регистре воздушных судов Федерации любителей авиации России (её коллективных и индивидуальных членов) является прерогативой ИАС ФЛА РФ в соответствии с «Положением о порядке регистрации ВС ФЛА РФ).Это не может быть неизвестным в Самаре. Также не состоятельны декларации п.2 указанного «Протокола». Создать угрозу общественной безопасности и быть использованными криминальными структурами для совершения преступлений может и любой другой вид транспорта и любая другая общественная организация. Запрещать полёты ВС малой авиации по этому надуманному поводу крайне неразумно. Правление ФЛА РФ одобряет шаги СОФЛА (как своего коллективного члена) к согласованию Уставов и деятельности своих клубов с командованием ПРУ ФАС РФ, напоминая при этом, что производство авиационных работ на коммерческой основе противоречит Уставу ФЛА РФ. Необходимо отметить правильность и своевременность шагов по созданию баз размещения, обслуживания, ремонта ВС любительской постройки и полётов на них на действующих аэродромах любых ведомств, где для этого есть условия. Любые попытки администрации того или иного аэродрома выставить базирующийся на этом аэродроме клуб ФЛА за свои пределы только понизят уровень безопасности полётов. В «чистом поле» любая самодеятельная авиационная организация не будет находиться под наблюдением инспекции по безопасности полётов, там негде пройти медконтроль, негде взять прогноз погоды, намного сложнее обслужить авиатехнику, оборудовать надлежащим образом стоянки и организовать охрану. Руководство полётами при этом вообще становится проблемой. В частности необходимо сохранить в действии «Приложение№ 30» к Инструкции по производству полётов в аэропорту «Самара-Безымянка»
Весь материал читать по ссылке www.avion.ru/info/accident/1.html