Самара сегодня >> Cамара-городок >>  Аварии, пожары, Катастрофы. ЧП.


Заключение по результатам расследования катастрофы самолёта А-23М «Dragon»

Самолёт А-23М «Dragon» № 02385 ФЛА РФ изготовлен в 1999г. в ОКБ «Аэропракт», главный конструктор Вахрушев И.А. Эксплуатируется с 06.08.99г. Принадлежит ООО «Аэропракт», зарегистрирован в Реестре ФЛА РФ. Общий налёт ВС 47час, 121 посадка.
ООО «Аэропракт» начал своё существование в 1974г. как клуб самодеятельного технического творчества, участвовал в движении НТТМ, слётах СЛА. С 1990г. существует как фирма, является коллективным членом Самарской областной ФЛА - Регионального отделения ФЛА России. Последние модели самолётов: А-19, А-21М, А-23М, А-25, А-27.

 
23.06.2000г. самолёты «Аэропракта» А-23М № 02385 ФЛА РФ, КВС Вахрушев И.А. и А-27 № КБ-200, КВС Гаслов В.В. перелетели в Смышляевку, где 24.06 проводилась демонстрация на земле и в воздухе СЛА и воздушных судов, базирующихся в аэропорту.
Заявки на аэродромные полёты на указанные воздушные суда поданы своевременно. Инструкция по производству полётов на аэродроме Смышляевка предусматривает выполнение демонстрационных полётов, 24.06. аэродром был технически годен. Самолёты к вылету готовили командиры ВС, имеющие допуск к этому виду работы.
Вахрушев И.А. и Гаслов В.В. прошли предполётный медицинский осмотр, штурманский контроль готовности к полёту и метеоконсультацию, приняли решение и получили диспетчерское разрешение на вылет. Погода полётам благоприятствовала. Кроме КВС на борту А-23М был Еремеев П.Г., на борту А-27 - Иматдинов Р.А.
Программа полёта состояла из взлёта, сбора в районе 3-го разворота, полёта строем со снижением для разгона скорости до 170км/час, роспуска и демонстрации простого пилотажа. Вахрушев Игорь Алексеевич, 1955г. р., образование - ХАИ в 1978г., инженер ЦСКБ, инженер-технолог завода спортивной авиации, инженер-конструктор авиационного завода, с 1991г главный конструктор «Аэропракта». Как пилот-любитель аттестован в1989г. Общий налёт 522час. на Як-18Т, Як-52, «Дельфин», «Лидер» и всех «Аэропрактах», допущен к полётам по мин.300х3000, к демонстрационным полётам, медицинская справка от 10.06.1999г.
Еремеев Пётр Георгиевич - Зам. генерального директора по коммерческой части комплекса «аэропорт Курумоч-Смышляевка», член клуба «Аэропракт» СО ФЛА. Гаслов Владимир Викторович, 1962 г.р., окончил КуАИ в 1985г, работал в ОКБ «Аэропракт», в клубе технического творчества молодёжи «Икар», с 1998г. - ведущий конструктор в ООО «Аэропракт». Как пилот-любитель аттестован в1989г. Общий налёт 466час., Допущен к полётам по минимуму 300х3000, к демонстрационным полётам. Медицинская справка от 10.06.1999г.
Иматдинов Ринат Абдуллович, 1964г.р., инженер-технолог в ООО «Аэропракт».
24.06.2000 первым взлетел самолёт А-23М № 02385 ФЛА РФ, пилотируемый Вахрушевым И.А., следом за ним А-27 № КБ-200, пилотируемый Гасловым В.В.
После сбора в строй «правый пеленг», где ведомым был самолёт А-27, и снижения оба самолёта заняли высоту примерно 50м, при этом ведомый самолёт имел скорость 170км/час. Дистанция между самолётами во время снижения увеличилась до 70м (на видеозаписи - примерно 9 корпусов самолёта А-23М, длина которого 7,5м).
Особая ситуация возникла на высоте примерно 50м в полёте параллельно ИВПП в группе с ведомым самолётом А-27. По заявлению Гаслова В.В. (и как показывает видеозапись), в этот момент на самолёте А-23М возникли прогрессирующие колебания ЦПГО - примерно 2 периода, приведшие к колебаниям и последующему разрушению хвостовой балки. Носовая часть самолёта А-23М заняла положение «отвесное пикирование», разрушилась правая консоль крыла. Самолёт, вращаясь относительно связанной с самолётом оси ОХ, повернулся на угол 130° ...140°, практически в вертикальном положении, продолжая двигаться поступательно, столкнулся с землёй. Образовалось облако паров бензина, затем воспламенившееся.
Самолёт полностью разрушился, Вахрушев И.А. и Еремеев П.Г погибли. К моменту приезда комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы обломки самолета были перевезены в ангар на аэродроме.

Весь материал читать по ссылке www.avion.ru/info/accident/14.html