Самара сегодня >> Cамара-городок >>  История.


ГОРОДСКИЕ ПОСАДЫ И ТОРГОВЫЕ ПУТИ

Возникнув первоначально как пограничные военные поселения, Самара, а век спустя Сызрань и Кашпир постепенно обросли посадами и слободами, превратились в промышленно-торговые центры. Сколь-нибудь значительное посадское население в Самаре образовалось, по-видимому, только после событий Смутного времени. В "городе", за стенами острога, где и без того тесно служилым людям, не могла сложиться многочисленная посадская община. "Тишина", наступившая после тревог Смуты, способствовала разрастанию приволжских городков, приливу в них беглых, вольных людей.
В середине XVII в. в Самаре насчитывался 121 посадский двор, в которых жило немногим более 300 человек мужского пола. Трудно судить, насколько стабильно было посадское население: большинство жило своими дворами, однако не так уж мало насчитывалось соседей, "подсоседников", "захребетников".
После сооружения в середине XVII в. Симбирска и заселения его округи значение Самары понизилось. Еще более ослабились позиции города после строительства Сызрани. Численность посадского населения в городке по сравнению с серединой века начала постепенно уменьшаться. В 1670-80-х гг. насчитывалось всего 70 дворов, в которых жило 196 человек "мужеского пола", в 1722 г. 204 человека. Самара постепенно теряла свое торгово-промысловое значение на волжском пути, так и не став перерабатывающим и распределяющим центром сельскохозяйственной округи. В посадскую общину входили жители посада и слобод, свободные от государевой службы, но обремененные посадским тяглом. Самарский городской мир был невелик и небогат. Пятинный сбор 1616 г. по городку (налог, собираемый с торгово-промышленного населения в размере '/5 всего имущества) составил всего 700 рублей, в то время как в Н.Новгороде подобные сборы равнялись 12000 руб. Управлялась община выборными людьми. На сходе жители избирали старосту и его помощников - сотских и десятских. Мирские старосты и выборные занимались не только регулированием внутренней жизни общины, но, прежде всего, разрешали взаимоотношения посада с администрацией города. На мирские должности старались выбирать людей обстоятельных, способных защитить интересы мира. Однако охотников выполнять эти службы находилось не так уж много. Руководители общины оказывались меж двух огней: с одной стороны, посадские люди требовали от них твердости и самостоятельности в отношениях с городской администрацией, с другой - сама эта администрация заставляла неукоснительно выполнять все государственные повинности. Нередко выборные попадали на правеж, за недоимки посадского мира у них отнимали "животы" - личное имущество. Помимо постоянного населения Самары в ней ежегодно, с открытия навигации и до глубокой осени скапливались многочисленные работные люди, беглецы, "вольные" из верховых городов и уездов. Население еще по-зимнему сонного городка сразу вырастало едва ли не в два-три раза. Постепенно эти толпы рассасывались, нанимаясь на ватаги, волжские караваны, отдельные суда, но на смену ушедшим приходили все новые и новые люди. Недаром в это время родилась пословица "Нечем платить долгу - дай пойду на Волгу". В 1688 г. Самара царским указом получила официальный статус города. Но и до этого указа во всех документах крепость именовалась "Самарским городом", "городком". Однако в течение всего XVII века "Самарский город" вряд ли подходил по своим основным характеристикам под это определение. В промышленно-торговой жизни первоочередную роль играл поток транзитных грузов, шедших по Волге. Только в составе осенних караванов вверх и вниз по реке проходило до 2000 крупных судов". Грузоподъемность некоторых из них составляла от 500 до 1000 тонн. Волга выступала звеном в торговле и дипломатических отношениях с Ираном и Закавказьем, Средней Азией. Вниз везли хлеб, оружие, лес, меха, промышленные товары. До 3 млн. пудов соли ежегодно, или около 1/4 всей добываемой в стране, громадное количество красной рыбы шло вверх по Волге. Весь этот грузопоток стимулировал посредническую торговлю и предпринимательскую деятельность жителей Самары. Первоначально торговые караваны, отдельные суда останавливались у пристани-"зимовья" "в Шелехметских горах", в основном устье реки Самары. Затем, в середине XVII в., пристань перенесли под город. Самарский торг волжскими товарами не получил значительного распространения, но все же часть грузов, особенно сверху (хлеб и оружие для яицких казаков и т.д.), сгружалась в Самаре и отсюда яицкими "охотниками" вывозилась. Кроме пристани на волжском берегу, "против города" была устроена застава. Служба на ней приносила немалый доход. Недаром должность ее руководителя (из дворян или детей боярских) замещалась по конкурсу. Застава была нужна не только для бережения караванов и отдельных судов, на ней производился досмотр товаров и сбор пошлин. Крупным торговым сухопутным путем являлся среднеазиатский, шедший в Москву через яицкие степи и Самару.
Все жилые дома в Самаре XVIII века были деревянными, что требовало постоянных забот о противопожарной безопасности. В 1765 г. вспыхнул третий по счету с 1745 г. большой пожар, унесший "церквей каменных две, деревянных две же, магистрат, воеводский дом и все тамошняго купечества лавки, два кабака, да обывательских 418 дворов, людей женска пола 2 человека". От огня "с великим трудом сохранены соборная церковь, пороховой погреб, провианская и соляные магазейны [казенные склады], самарское камисарство, винной выход [погреб] и 170 обывательских дворов". После этого пожара из города вывели кузницы и скотобойни, опасные в пожарном отношении. Жителям рекомендовалось увеличить расстояния между постройками и строить дома каменные или на каменном фундаменте, но эти рекомендации остались пустым звуком, а постоянная угроза пожаров преследовала горожан: в 1772 г.,например, в одну ночь сгорело 76 домов. Городские власти наблюдали за соблюдением чистоты и уборкой мусора с улиц и дворов. Мусор первоначально свозился в яму около Убогого дома (богадельни) на окраине города, в 1741 г. ее засыпали и отвели новое место под свалку в нескольких верстах от города. В конце XVIII в. отмечалось, что в Самаре "воздух всегда чистый, благотворный и для жития весьма здоровый".
Весь материал читать по ссылке newciv.relarn.ru/work/2-41/library/samleto/texts1/text4.htm#fish