Самара сегодня >> Cамара-городок >> Культура, искусство. Литература


С.Слонимский.

В исполнении Мстислава Ростроповича спектакль стал заметным явлением. В Самаре до сих пор идут дискуссии черносотенцев с интеллигенцией. Перед каждым спектаклем митинги устраивают: "Долой иудейский взгляд на русского царя!" (либретто Якова Гордина). "Наш праведник-царь Василий Блаженный (они почему-то его считают Василием Блаженным) никого не убивал!"
 
Они, по видимому, не читали ни Карамзина, ни Ключевского, ни Соловьева, не видели картину Репина. Какие-то совершенно "дубовые" люди. Интересно, что они есть. Когда я теперь слушаю радио "Русское слово", то я понимаю, что это за люди. А в Самарском оперном театре - на каждом спектакле "Видений" (а их прошло ужк 30) - аншлаг. Опера - академический жанр, который, в отличие от мюзикла, как принято считать, уже устарел. А вот видите, академическая традиция Модеста Мусоргского в таком русском старинном городе, как Самара, задела больной нерв. Я думал, что только во времена Джузеппе Верди бывали такие политические страсти по поводу опер. А вот ныне читаю плакаты: "Ростроповича - в ГУЛАГ!". В письме губернатору Самарской области Константину Титову вообще было написано, что эту "антирусскую" оперу нужно запретить. При этом многие "подписанты", похоже, ее не видели и не слышали. Ведь на сцене - хор простых русских людей - новгородцев, идеальных людей, живущих естественной жизнью, которую разрушает Иван Грозный. Ему противопоставлена пара добросердечных молодых новгородцев - Василия и Вешнянки. Их жизнь и счастье губит безжалостный тиран, подобно тому, как в "Сказании о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова татары разрушают жизнь Февронии. Это исходит абсолютно от одной русской традиции. В эпилоге убиенные возносятся в Парадиз, их голоса звучат, их лики в вышине видны. А Иван Грозный отправляется в Преисподнюю. Опера даже чересчур прорусская. А они привыкли к иной концепции: народ - это не люди, а царь - главный человек и единственный представитель народа. Какое извращенное представление об истории! Однако недавний ответ администрации Титова был суровым: нет, господа, вам не удастся запретить. Если тридцать раз прошла современная опера, значит она пользуется успехом у публики. А что касается либретто, то оно вполне соответствует историческим фактам. Довольно грамотный ответ. Упоминаются случаи подобных запретов в истории СССР: Постановления ЦК об искусстве, статья "Сумбур вместо музыки". После такого ответа самарские черносотенцы несколько скисли.
Весь материал читать по ссылке www.russ.ru/culture/song/20030204_slom.html