Самара сегодня >> Cамара-городок >> Самара. Космос


ЭПОС (105.11) экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет

Экспериментальный комплекс пилотируемого орбитального самолета «Спираль» включал в себя одноместный воздушно-космический самолет многоразового использования (изд.105) и самолет-разгонщик (изд.205), с борта которого должен был производиться запуск ЭПОС на орбиту. Первоначально было решено создать экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет ЭПОС, выводимый на орбиту ракетой Р-7.
  
Разработка аванпроекта системы «Спираль» началась в 1965 г., в следующем году приступили к разработке эскизного проекта. Одновременно в 1966 г. было принято решение о постройке аналога ЭПОС - изд.105-11 (с ТРД, но без ЖРД и газодинамического управления) для атмосферных испытаний аппарата на дозвуковых скоростях при сбросе его с соответствующим образом переоборудованного самолета Ту-95КМ. К постройке аналога приступили в 1968 г., параллельно на авиационном заводе в Куйбышеве (Самаре) началось переоборудование выделенного ВВС бомбардировщика Ту-95КМ № 2667 в экспериментальный самолет-носитель. Сборка самолета-аналога 105-11 завершилась в 1974 г. В следующем году он был перебазирован на летную базу ОКБ им. А.И.Микояна на полигоне ГНИИ ВВС в г.Ахтубинске Астраханской области.в ГК НИИ ВВС в Ахтубинске, где началась подготовка к летным испытаниям. К концу испытаний было организовано НПО «Молния», ставшее участником работ. С 1976 г. в СССР развернулось проектирование принципиально иного типа воздушно-космического самолета - «Бурана», и к 1979 г. все работы по теме «Спираль» и изд.105 были прекращены. Тем не менее опыт этих исследований не пропал даром и широко использовался при создании универсальной ракетно-космической системы «Энергия-Буран», первый (и, к сожалению, единственный) космический старт которой состоялся 15 ноября 1988 г. В настоящее время аппарат 105.11 находится в музее ВВС в г. Монино Московской обл
Весь материал читать по ссылке sergib.agava.ru/russia/mikoyan/spiral/105/105.htm