Самара сегодня >> Cамара-городок >> Дверь в космос.
Линки.


ЧТО ХРАНЯТ АРХИВЫ

Вячеслав Рахманин, главный специалист НПО Энергомаш, к.т.н., член-корреспондент РАК им. К.Э. Циолковского
Публикуемые заметки имеют целью уточнение некоторых моментов из истории создания двигателей первой ступени ракеты Р-9. Редакция журнала считает полезным публикацию различных взглядов на историю развития техники, если это не является дезинформацией или намеренным искажением фактов. Человеческая память недостаточно совершенный аппарат для хранения информации, в этом отношении архивные документы лучше, хотя они и не передают эмоциональной стороны происходивших событий. Другой не менее распространенной ошибкой авторов исторических исследований является использование архивов только своего предприятия, что приводит к одностороннему и не всегда объективному освещению событий, т.к. из их изложения выпадает деятельность смежных предприятий, ведущих параллельные работы (статьи В.Н. Орлова в № 1 (13)). Первое же упоминание в указанной статье, что именно ОКБ Н.Д. Кузнецова, опередив конструкторский коллектив В.П. Глушко, в мае 1959 г. начало делать двигатели для ракеты Р-9, не соответствует действительности. В.П. Глушко и ОКБ-456 были у истоков замысла разработки Р-9 на кислородно-керосиновом топливе с использованием накопленного опыта при создании ракеты Р-7. В апреле и сентябре 1958 г. С.П. Королев, В.П. Глушко и другие члены Совета главных конструкторов (без участия Н.Д. Кузнецова) обращались в высшие партийно-государственные инстанции с предложением о разработке боевого ракетного комплекса Р-9. Создание ключевых конструкций двигателя для новой ракеты в ОКБ-456 было начато в 1958 г. с использованием материальной части двигателей Р-7. Параметры этого двигателя были предварительно определены задолго до выхода правительственного постановления, получения технического задания от ОКБ-1 и выпуска эскизного проекта. К моменту принятия правительственного постановления 13 мая 1959 г. в ОКБ-456 было проведено более десяти огневых испытаний экспериментальных установок. И никаких разногласий по применению топлива на ракете Р-9 у В.П. Глушко и С.П. Королева не было, не следует путать это с эпопеей выбора топлива для Н1.
Весь материал читать по ссылке engine.avias.com/issues/18/page28.html