Самара сегодня >> Cамара-городок >> О Самаре говорят известные люди


Ефремов О.Н.:-Самара прекрасна! У нее свой, ни с чем не сравнимый облик. Волжский колорит

Олег Николаевич! Самара Вам понравилась? - Пусть говорят: “провинция”. В этом слове нет ничего пренебрежительного. Посещал я ваш город несколько раз. И всегда убеждался в том, что именно провинция рождает таланты. У меня самого есть самарские корни. Здесь я жил в детстве. Хорошо помню дом деда на улице Красноармейской. Широкий, как мне тогда казалось, бескрайний подоконник. Лежа на нем, я наблюдал за происходящим на улице. Мог этим заниматься часами. Потом я с дедушкой переехал в Москву. Дальше – война, учеба в школе-студии МХАТ. Работа в театре “Современник”. А сейчас руковожу вот детищем Чехова…
-Вам удалось воспитать немало прекрасных учеников… -Да, их масса. Это практически весь театр “Современник”. Нынешняя труппа МХАТа. Совсем молодые актеры – Сергей Шнырев, например, очень меня радуют. Талант ведь и в 18 лет талант, и в 50, и в 100. Раньше правда, ярких индивидуальностей было больше. Страна была не такой демократичной, многие боялись думать открыто, излагать свои мысли открыто. Но искусству, настоящему искусству это не мешало. Театр “Современник” ведь в 1956-м должен был открыться двумя пьесами: розовскими “Вечно живыми” и “Матросской тишиной”, написанной Галичем. Но те, кто принимал спектакль, комиссия министерства культуры, они решили, что достаточно “Вечно живых”, Пьеса Галича показалась слишком несоветской, выходящей за рамки идеологии. Хотя ничего крамольного в галичевской пьесе не было. Сейчас “Матросская тишина” в репертуаре многих театров. Но тогда и речи не могло быть, чтобы разрешили такой спектакль, да еще в Москве. Вот в такой атмосфере мы открыли “Современник”. Нам нравился поиск, это был молодежный театр. Труппа: вчерашние студенты. Очень талантливые молодые люди: Табаков, Сергачев, Иванова, Кваша… Чуть позже: в театр снова пришла молодежь…Это уже было поколение, рожденное в годы войны…Незабываемыми в моей памяти остались встречи с Олегом Далем. Он часто называл меня папой. А я всегда, когда Олег позволял себе лишнее (грешил спиртным, что скрывать?!) говорил ему: “миленький, побереги себя, остановись!” Даль был талант от Бога. Он трагически закончил, сгорел от чувства собственной неудовлетворенности. Не раз я после того, как Олег чудил во-время спектаклей из-за спиртного, допускал разные вольности, был вынужден увольнять его. Запирал трудовую книжку Даля в сейф: “Олег, ты уволен!” А потом, когда скандал затихал, возвращал его в театр. Такое “увольнение” секретное было. Талантам нужно многое прощать…Я очень ценил и любил Олега Даля. Одни из первых моих учеников: Виктор Сергачев и Олег Табаков. Актеры именитые. Олег, правда, ныне ударился в поиски. Тут наши взгляды на драматургию расходятся. Я приемлю профессионализм…Считаю необходимым возобновление лучших традиций русского театра. Поставили мы, судя по-реакции зрителей, довольно успешно, пушкинского “Бориса Годунова”. Идут у нас “Гроза” А.Н.Островского, “Преступление и наказание” Ф.М.Достоевского, скоро будут другие премьеры. -Олег Николаевич! Простите мне нескромный вопрос… В “Борисе Годунове” у нескольких героев проскальзывает ненормативная лексика. Это для чего? -В этом никакой крамолы нет. Просто я поставил самый первый, Михайловский вариант Пушкина. Там есть и крепкие словечки. Но от первоисточника никуда не уйти. Так писал классик, значит так должно быть. -Молодежь – частый гость в Вашем театре? -Безусловно. Но чувствуется, что прослойка молодежи, посещающей МХАТ, немного эстетская. Идет на спектакль не просто “убить время”, но и поучаствовать в диалоге с актерами. И, понимая это, работаешь до полной самоотдачи. Готовя, проводя спектакли, я ставлю перед собой одну цель: показать зрителю, что не погибло истинное, чистое искусство. Молодежь – продолжение наше, и, порой не заботясь о ее духовном развитии, мы рубим будущую интеллигенцию под корень, разрушаем гармонию общества. -Что должны, на Ваш взгляд, вобрать в себя нынешние 17-20-летние? -Вы знаете, я очень много лет преподавал в школе-студии МХАТ. Видел молодежь разную. Порой в ряды будущих артистов попадали люди, совершенно не гармонирующие с искусством. Дар – всегда индивидуален и характеризует каждую конкретную личность, не повторяясь нигде…Сейчас мы переживаем непростое время. Происходит перестройка нашего сознания. А оно ведь формировалось годами. И не только у старшего поколения, но и у молодежи: через родителей, друзей, близких людей. Легко, безболезненно отказаться от лживых представлений своего сознания очень трудно. Еще трудней в такой ситуации сохранить свою культуру. Потому неудивительно, что позиция молодых здесь оказывается весьма противоречивой… Несите в себе интеллигентность, гордость за родину нашу – Россию, старайтесь правильно понять происходящие сейчас в стране процессы, поддерживайте прогрессивное. …Вот такое интервью…Самара…1995-й… Сейчас, пересматривая фильмы с Олегом Ефремовым: и последнюю его киноработу, - “Сочинение ко дню Победы” (реж. Сергей Урсуляк), или ставшую уже киноклассикой картину Татьяны Лиозновой “Три тополя на Плющихе”, ловлю себя на мысли, что образ Олега Николаевича не менялся. Он был и оставался до последних дней своих “шестидесятником”. Свободным художником, талантливым артистом и прекрасным Человеком! Спасибо Вам, Олег Николаевич! Спасибо за все! СХ 01.10.02 (с) Из Интервью Сергею Хазову
Весь материал читать по ссылке www.sama.ru/~samaraart/literature/mat/efremov.htm