Самара сегодня >> Cамара-городок >> О Самаре - жители других регионов, туристы


Общество изучения русской усадьбы

4-6.11.2005 г. Состоялась поездка в Самарскую область по маршруту: Самара - "Дача со слонами" - село Царевщина - усадьба Троицкое-Богородское - усадьба Заборовка - Сызрань. Предлагаю вашему вниманию отчет Александры Абаниной

Поездка в Поволжье началась для нас на Казанском вокзале столицы. Расстояние от Москвы до Самары приличное - более тысячи километров. Мы выехали днём в четверг, а в пятницу утром высадились в пункте назначения.

Город встретил нас на удивление современным вокзалом (чем-то похож на Ладожский в Петербурге). На двух специально арендованных маршрутках мы добрались до гостиницы с поэтическим названием "Волна". По дороге из окна микроавтобуса я успела разглядеть, что улицы Самары прямо-таки напичканы симпатичными маленькими домиками конца девятнадцатого-начала двадцатого веков: эклектика, неорусский стиль, псевдоготика, модерн, неоклассицизм... То есть город в целом сохранил свою историческую застройку! (Увы, не так-то часто это случается в России.) Это предвещало славную прогулку!

Буквально минут через 10 мы подъехали к зданию гостиницы, крайне оперативно получили ключи и столь же стремительно разместились в комнатах. Нам с Натальей Алексеевной и Татьяной достался трёхместный номер на третьем этаже без раковины/душа/туалета, но зато с телевизором, который мы ни разу не включали. Туалет находился двадцатью метрами левее, а вот душ, увы, двумя этажами ниже. Впрочем, после славного города Трубчевска (Брянская область), где душа не было в принципе, вода текла холодная и ржавая, а туалет засорился, скромная самарская гостиница "Волна" показалась ОТЕЛЕМ! Наскоро освежившись, переодевшись и позавтракав в местном ресторанчике, усадьбоведческая делегация приступила к главной цели визита, а именно: осмотру памятников...

Аккурат напротив гостиницы "Волна" располагаются два замечательных памятника. Во первых, здание бывшего Дворянского собрания с интересным портиком со стороны Волги. Мы с Катей Рогозиной обнаружили этот портик лишь в самый последний день. Колонны были с каннелюрами, но лишь фрагментарно. В антаблементе сохранились останки фриза. Люди в военной форме, коими изобиловали окрестности нашей гостиницы, косились на нас в полном недоумении: что же такого замечательного можно углядеть в дряхлой старой домушке. А зданию этому более 150 лет... Оно было построено для купца А. А. Путилова в 1852 году по проекту самарского архитектора А. И. Мейснера. Позднее в здании разместилось Дворянское собрание... А сейчас, по моему, его занимают какие-то конторы... (На пользу памятнику это явно не пошло.)

Второй памятник - это особняк некоего хлеботорговца Василия Сурошникова, построенный по проекту самого Ф.О. Шехтеля! Время создания - 1909 год, стиль - разумеется, модерн. Недолго прожил несчастный купец в своих роскошных жёлто-голубых хоромах... Здание вошло в историю края благодаря тому, что в октябре 1918 года в нём разместился штаб Симбирской железной дивизии под командованием героя гражданской войны полководца Г. Д. Гая. Его то ли внучка, то ли правнучка, Маша Гай, училась вместе со мной в 29 спецшколе, в параллельном классе. Вот как жизнь-то порой поворачивается...

Особняк,

Следующие часов семь были практически целиком и полностью посвящены пешеходной экскурсии по улицам старой Самары... Перечислить все увиденные памятники нет никакой возможности, ибо интерес в той или иной степени представляет практически каждый второй дом. Бабочки и цветы, слоновьи головы и женские маски, львы и грифоны, атланты и божества,шатры, башенки, фронтончики, шпили... Чего только не встретишь в этом, казалось бы, не самом туристическом городе России!

Перечислю лишь некоторые примечательные здания Самары

- ул. Фрунзе, 56. Доходный (по другим данным, "ночлежный") краснокирпичный дом в "русском" вкусе. Архитектор Щербачёв, 1898 год. Довольно протяжённый фасад. Может, здесь располагался какой-нибудь дом "дешёвых" или "бесплатных" квартир? Были же у нас в Москве такие до революции.

-площадь Революции. Памятник Ленину, возведённый на постаменте монумента Александру Второму. "Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно!" © великий русский поэт М.Ю. Лермонтов. За памятником - эклектичное здание суда, где некогда работал сам Ильич…

- Ул. Куйбышева 92. Грандиозное здание Самарского областного художественного музея (в далёком прошлом - Волжско-Камский банк, а ещё раньше - дом купчихи Марии Захаровны Курлиной). Капитально перестроено в 1913-15 годах по проекту некоего архитектора В.И. Якунина. Ну он там, конечно, навертел... И колонный портик, и скульптура, и фризы. и горельефы в тимпане...

-Ул. Куйбышева, 111. Отель "Бристоль-Жигули". Построен в конце 19 века, перестроен М.И. Квятковским в 1908-09 годах. Симпатичный домик в стиле "модерн" с многочисленными женскими и мужскими масками, c красивым рисунком балконных решёток...

Бристоль-Жигули

-Ул. Куйбышева, 115. Лютеранская кирха "в романо-готическом вкусе", но розового цвета. Сооружена в 1865 году, пересроена в 1875 и 1880-х годах. Архитектор Н.Н. Еремеев. Вообще, странно как-то получилось: самарские православные церкви в советское время почти все посносили, а кирху и костёл пощадили...

Кирха

-Ул. Куйбышева, 141 Особняк Клодта. Эта асимметричная "игрушка", похожая на сказочный замок, появилась на центральной улице Самары в 80-е годы 19 века стараниями архитектора А.А. Щербачёва. Лично мне при взгляде на этот домик на ум приходят творения другого архитектора той же поры - П.С. Бойцова ("замки" в Подушкине, Муромцеве, Успенском и т. д.)

Дом

-Ул. Куйбышева, 153. Здание Крестьянского поземельного (не подземельного!) банка. 1912 год, архитектор А.И. фон ГОген (не ГогЕН)! Яркий образец многоэтажного здания эпохи модерна, не скажу даже, что провинциального! Перспективный портал а-ля романский стиль странным образом гармонирует с почти конструктивистскими "лежачими" окнами и странными многогранными колонками…

Поземельный

-Площадь Чапаева. Драматический театр. Весёленький "русский" теремок сооружён М.Н. Чичаговым в 1887-88 годах. Перед театром возвышается грозная многофигурная композиция - а именно памятник Василию Ивановичу Чапаеву. Мол, "мы мирные люди, но наш бронепоезд..."

Драматический Памятник

-Ул, Фрунзе, 144. Дом Е Новокрещёновой. Архитектор вроде как всё тот же Квятковский, хотя его авторство под вопросом. Очаровательнейший особнячок в стиле то ли венского сецессиона, то ли французскогь ар нуво, снабжён мечтой всей моей жизни - большим эркером... В декоре преобладают растительные мотивы - какие-то экзотические цветы с капризно изогнутыми стеблями, похожие на те, что украшают фасад гостиницы "Бристоль". Рядом с домиком находится некое военное учреждение, и люди в форме хотели было помешать членам ОИРУ фотографировать особнячок Новокрещёновой. Ничего у них не вышло.

Дом Дом

Конечно же, нельзя не упомянуть о жемчужине самарского модерна - я имею в виду особняк Александра Георгиевича и Александры Павловны Курлиных... Это чудесный домик, весь изукрашенный цветами, с воротами в форме бабочки и нимфой, парящей под потолком будуара, был построен не сказочным эльфами, а знаменитым русским архитектором Александром Устиновичем Зеленко.

В 2003 году чудесный особнячок справил свой столетний юбилей... Увы, состояние его оставляет желать лучшего. Волшебная бабочка ворот валяется в куче ржавого мусора на заднем дворе... Постаревшая нимфа глядит печально и беспомощно разводит осыпающимися руками... Вся надежда теперь - на мастерство реставраторов и тугой кошель городской администрации...

Особняк Особняк Нимфа

Александра Павловна недолго наслаждалась красотой и семейным счастьем - сначала тяжело заболел и умер муж, затем пришли белочехи, потом большевистские швондеры... Конечно же, хозяйку выселили из чудесного домика... Пенсионерка А.И. Курлина скончалась в московской коммунальной квартире в семидесятые годы двадцатого века. Наверное, прежняя жизнь казалась ей призрачным виденьем... Как ужасно...

Совсем рядом с домом Курлиной возвышается местный католический костёл Святого Сердца Иисуса. Построил его архитектор Ф.О. Богданович в 1906 году. Кстати, тот же Богданович является автором и московского костёла Непорочного Зачатия. Симпатичная интерпретация форм "северной" краснокирпичной готики.

Костел Костел Костел

Самарская, 149. Доходны дом Нуйчева. (Архитектор Г.Н. Мошков). Ещё один замечательный "модерновый" домик. На его фасаде, помимо традиционных растительных мотивов, присутствуют многочисленные изображения бабочек и, что удивительно, слоновьи маски. С бивнями и хоботами! Увы, раньше их было четверо, но кто-то очень "добрый" сковырнул парочку - может, на дачу отвёз, а может, на кухне над столом повесил, в качестве трофея...

Слоновья Бабочка

И это далеко не полный перечень достопримечательностей Самары!

Когда начало темнеть, я откололась от основной части ОИРУшников. Фотографировать архитектуру было уже бессмысленно, да и ноги ходить отказывались. Я прошлась немного по местным магазинам (ничего в итоге не купила), После чего, ощутив себя "голодающей Поволжья", решила найти какое-нибудь кафе или недорогой ресторанчик. Модерн-модерном, но когда за целый день "съедаешь" лишь бутылку "Реддса", поневоле возмечтаешь о тарелке горячего супа...

От предложенного ресторана гостиницы "Националь" пришлось отказаться - цены были уж очень московские, а супы все как один с луком! (Лук не ем.) Я решила пройтись по центральным улицам и найти что-нибудь "на свой вкус". Кто же знал, что поиск кафе превратится в анекдотическую историю в духе Зощенко!

В первом заведении кормили блинами и стоя.

Во втором подавали только пиццу.

В третьем громко играл ужасный шансон и сидели подозрительные, пьяные и лысые субъекты.

В четвёртом предлагали одни десерты.

В пятом накурили так, что не то что есть - дышать было невозможно.

В шестом на окне висело объявление: "В пятницу вечером для только вас танцуют стриптиз"

И лишь в ресторанчике при гостинице я обрела долгожданную тарелку горячего супа "Джаксон" и куриное филе с фруктами "по царскому рецепту". :))

Спала я долго и крепко, меня не могли разбудить ни включённый свет, ни разговоры соседок по комнате, ни приходящие на телефон сообщения…

Наутро, проснувшись, собравшись и наскоро позавтракав, мы продолжили знакомство с местными памятниками. На этот раз предстояло выезжать за пределы областного центра. Маршрут наш пролегал по следующим пунктам: "Дача со слонами" в окрестностях Самары - село Царёвщина (ныне посёлок Волжский) - усадьба Троицкое-Богородское - усадьба Заборовка - город Сызрань. Потом - назад, в Самару.

У дверей гостиницы членов Общества изучения русской усадьбы поджидал маленький "пазик". У меня автобус данного типа обычно ассоциируется с похоронами - уж очень любят его современные безенчуки. Но этот почему-то принадлежал волжскому народному хору!

Я предпочитаю ездить на задних сиденьях. Это с детства: "камчатка" считалась самым почётным местом нашего школьного автобуса, за неё шла настоящая война. Вот и на этот раз я забилась в дальний уголок "пазика". Плюсом был хороший обзор (и автобуса, и мелькающих за окном видов). Минусом - плохая слышимость голоса нашего бессменного экскурсовода Андрея и недостаток амортизации на "лежачих полицейских" и ж/д переездах. Но разве нас могут испугать всякие мелочи?

Итак, первым пунктом, который мы посетили, стала "дача со слонами", некогда принадлежавшая художнику Головкину (1908-09 гг., архитектор В.В. Тепфер). К сожалению, теперь эта территория находится в руках местного водоканала, а посему обнесена высоким забором и надёжно защищена от вторжения посторонних лиц! (Такая "недоступность" с одной стороны, радует, ибо дачу не посетят всевозможные вандалы, а с другой не очень, ибо и приличный люд не сможет насладиться её красотой).

От Волги поднимался густой молочный туман, сопровождавший нас всю самарскую поездку. Это было очень красиво и романтично, но, увы, отразилось на качестве фотографий.

"Дача со слонами" представляет собой интересный образец русского модерна. Я бы сказала, что это некий синтез раннего и позднего модерна: если судить по композиции, то она близка к раннему ар-нуво, а если по декору, то налицо, скорее, поздний, "рациональный" вариант. В позах слонов видна динамика, характерная для модерна в целом, а наклон их спин удачно соотносится с формой полукруглого трёхчастного окна и с общими очертаниями здания... На территории дачи есть и ещё одна скульптура - женщина, вырастающая из цветка, но увы! Сфотографировать её было нельзя ни с одной точки.

Дача

От "дачи со слонами" мы направились в село Царёвщина, расположенное у подножия стометрового Царёва кургана, где осмотрели ампирную Христорождественскую церковь (1833, архитектор М.П. Коринфский(?)). Очень жаль, что время не позволяло подняться на вершину кургана... Зато мы с Татьяной накормили колбасой маленького "ничейного" щенка...

До следующей усадьбы Троицкое-Богородское мы добирались довольно долго. Земли этого имения до революции принадлежали семейству Дмитриевых. Был такое поэт и баснописец второй половины восемнадцатого - первой половины девятнадцатого столетий. Помните? "Стонет сизый голубочек, стонет он и день, и ночь, миленький его дружочек улетел куда-то прочь."

От усадьбы сохранилось немногое: парк, хозяйственные постройки, да руинированная Казанская церковь. Её обглоданный "пенёк", бывший когда-то восьмериком на четверике, жалобно торчит посреди деревенской улицы... К моему большому сожалению и к ещё большему сожалению Н.А. Филипповой (ландшафтного архитектора!), за недостатком времени парк мы так и не осмотрели...

В километре от усадьбы сохранилась ещё одна церковь, Роджества Христова, сооружённая в 1728-33 повелением матери Дмитриева. Дряхленькая, но не совсем уж руина. Примечательна огромная колокольня. Мне показалось, что церковь удивительно архаична для времён правления Петра Второго и императрицы Анны Иоанновны, я бы отнесла её к последней четверти 17 века... Глубинка...

День стремительно клонился к закату, а наш автобус из последних сил катился по направлению к предпоследнему пункту: усадьбе Заборовка... Это имение принадлежало вначале семейству Мусиных-Пушкиных, а потом - какой-то малоизвестной ветви князей Гагариных. А сейчас в главном доме размещается психоневрологический интернат. Хорошо, что когда мы приехали, у них был тихий час...

Не скажу, что меня сильно впечатлил главный дом. Большой, длинный, какой-то неуютный... внушительные дорические колонны на первом этаже и тонюсенькие балясинки на втором. Тут же последовали сравнения с "Речным вокзалом". Да, есть что-то общее, но творение Рухлядева мне кажется более симпатичным. :)) И бетонный забор - он, конечно, ужасен...

Заборовка Заборовка

Сызрань встретила нас предзакатным солнышком... Очень жаль, что времени на осмотр всего города у нас не было, сорок минут - и темнота... Мы остановились у интереснейшего модернового особнячка, в котором располагается местный отдел ЗАГС, затем совершили небольшую "пробежку" до старейшего памятника Самарской области - крепостной башни 1683 года... Даже беглого осмотра города было достаточно, чтобы понять: одного часа на Сызрань явно недостаточно...

Вид Здание Дом Башня

На обратном пути в Самару автобус остановился вблизи чудесного рыбного рынка. Некоторые члены ОИРУ (я в их числе) приобрели настоящую волжскую рыбу - вяленую, солёную и копчёную! Такой в Москве не купишь…

Последний день пребывания в Поволжье был, увы, неполным: в "час с копейками" нас поджидал поезд Самара-Москва... После завтрака мы погрузились в уже знакомый "пазик" народного хора и направились в небольшой городок Чапаевск. Я грешным делом перепутала его с печально известным Будённовском... (Лет пять назад чеченские террористы захватили тамошнюю больницу...) Но нет! Где-то здесь в годы гражданской войны легендарный Чапай громил контрреволюционные отряды... С тех пор никаких боевых действий в этой местности не предпринималось.

В Чапаевске членов ОИРУ ожидала встреча с церковью Сергия Радонежского, отдалённо напоминающей петербургский Спас-на-Крови... Здание было построено в годы первой мировой войны и революции (1915-18 гг!) архитектором Д.А. Вернером. Несмотря на все перестройки и утраты советского времени, сохранилась часть настенных мозаик...

После возвращения из Чапаевска у части усадьбоведов возникла оригинальная мысль: посетить бункер Сталина. В Самаре действительно есть такое место, и оно открыто для посещений. Конечно же, я была в числе желающих спуститься под землю. Да и многие из моих туристов отдали бы большие деньги за экскурсию! Но увы... Бункер оказался закрыт - то ли по случаю воскресенья, то ли по причине праздников. Поэтому мы быстренько поменяли программу и пошли в Самарский художественный музей.

Наши искусствоведы отнеслись к коллекции весьма скептически. Да, не Третьяковская галерея, конечно. Но лично для себя я выделила несколько интересных работ.

Художественный

Во первых, "Поцелуй" Моллера. Эту картину даже привозили в Москву, на выставку академического и салонного искусства прошлой осенью. Я ходила туда несколько раз, ибо на передвижников, Репина и Шишкина насмотрюсь на работе, а то, что нравится именно мне, не всегда увидишь в таком качестве и количестве...

Была ещё небольшая картина Скотти на ту же "итальянскую" тему... И загадочное полотно К. Брюллова - "Портрет М.С. Воейковой", написанное в соавторстве с некоей Л.С. Бороздной-Стремиловой. Кто это вообще? В коридоре висела картина Клевера "Ворота на кладбище", которая мне очень даже понравилась, и плохонькая копия с Неффа, озаглавленная, конечно же, "Купальщица"... В коллекции Самарского музея есть несколько работ Тропинина, В. Маковского, Нестерова и других художников. Имеется и русский авангард, но я таким искусством не увлекаюсь, и посещать эти залы не стала…

В общем, я считаю, что время было потрачено не зря, а в бункер мы сходим в следующий раз!

В поезд "Самара-Москва" мы загрузились вовремя, и в столицу прибыли точно по расписанию. В пути со мной произошло множество интересных историй, но я оставляю за собой право не упоминать о них в рамках данного полуофициального отчёта…




Весь материал читать по ссылке oiru.archeologia.ru/ex008.htm#1