Самара сегодня >> Cамара-городок >> Самара-городок песня, частушки, пародии


ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПЕСНИ. Городские припевки стали музыкальной визитной карточкой Самары

В САМАРСКОМ радиоэфире ежедневно транслируется рефрен известной песни, ставшей музыкальными позывными местной городской радиостанции:
"Эх, Самара-городок,
беспокойная я,
Беспокойная я -
Успокой ты меня!"




Чтобы узнать историю ее создания, я обратился в нотно-музыкальный отдел Самарской областной универсальной научной библиотеки. Там навели справки и беспомощно развели руками: к сожалению, имя автора песни не сохранилось - она народная.

Заведующая кафедрой хорового дирижирования Самарской государственной академии культуры и искусства Людмила Терентьева, признанный специалист по самарскому песенному фольклору, пояснила:

- Это даже не песня, а так называемые припевки. У них характерная средневолжская музыкальная интонация - игривая, скачкообразная, как волжская волна. Припевки обычно исполнялись под саратовскую гармонь горожанами на уличных гуляниях, во время застолий. Именно в такой манере исполнял свои припевки талантливый волжский гармонист Михаил Угаров - их у нас так и называют "угаровские припевки и переборы". Создавались припевки предположительно в конце ХIХ - начале ХХ века, в годы нэпа, когда активно развивался городской песенный фольклор.

Свою поправку в определение припевок внес заслуженный артист России Александр Носков, бывший хормейстер Волжского народного хора:

- Когда мы формировали репертуар своей фольклорной группы, то я у "Самары-городка" обнаружил много вариантов. Некоторые считают, что эти припевки городского происхождения, но я с этим не согласен. По некоторым признакам их автор из самарских крестьян или рыбаков-волжан… Подобного рода припевки мы во множестве собирали во время экспедиций по селам области.

Когда припевки "Самара-городок" стали широко известны в стране? У самарских профессиональных музыкантов на этот счет единое мнение: их сделал популярными Волжский народный хор, созданный в Куйбышеве народным артистом России Петром Милославовым в 1952 г. Это подтвердил и Борис Абрамов, нынешний руководитель государственного Волжского народного хора имени Петра Милославова:

- В нашем традиционном репертуаре песня "Самара-городок" появилась где-то в 1952-1955 гг. Ее обработка сделана первым нашим хормейстером - талантливым музыкантом Владимиром Ефимовым, выходцем из Воронежского народного хора. Он вместе с Петром Милославовым создавал наш хор и определял его репертуар, его стиль… Первых наших руководителей уже нет с нами, но заложенные ими традиции мы стремимся продолжать. Недавно наш новый хормейстер и дирижер Владимир Пахомов взялся за уточнение музыкального наследства хора. Чтобы отыскать первые оригинальные записи музыки и слов, имеющихся в нашем репертуаре народных песен, припевок и частушек, он обратился за помощью к ветерану хора, его первому баянисту Александру Савельеву. Тот отыскал ноты и тексты в своем домашнем архиве, и теперь благодаря ему наши вокалисты и оркестранты работают с произведениями, не искаженными последующими ошибками.

Любопытно, что название "Самара-городок" взял созданный в Самаре негосударственный музыкальный коллектив, возникший в недрах Волжского народного хора вначале как его фольклорная группа. Произошло это 10 лет назад. Объединившиеся в ней под руководством Владимира Солнцева талантливые певцы, артисты балета, оркестранты создали разудалый, колоритный образ городской самарской молодежи, подобрали сценические городские костюмы: боевые кокетливые девчата в цветастых кофточках, лихие хулиганистые парни в жилетках и картузах на вихрах…

А когда нет возможности выступать с концертами и не поступают заказы на участие в народных праздниках, артисты развлекают публику в известном в Самаре ресторане "У Палыча". И фирменные припевки тогда идут под фирменную закуску, что, впрочем, на авторитете "Самары-городка" и качестве ее проверенного временем репертуара никак не сказывается.

Андрей Бондаренко


Весь материал читать по ссылке regions.ng.ru/printed/club-89/2000-01-25/5_song_story.html