Самара сегодня >> Cамара-городок >> Люди. Здесь родились, жили, живут


Агафонов Вячеслав Васильевич

("Русский курьер"). Вячеслав Васильевич Агафонов. 55 лет. Живет в Самаре. Изготавливает медали.

Сначала Вячеслав Васильевич просто коллекционировал медали наряду с монетами. В 14 лет и сам попробовал изготовить свою первую медаль, отлив ее из свинца. «После этого я окончательно решил, что мне надо заниматься именно этим, - говорит Агафонов. – Ведь коллекционирование, в сущности, занятие бестолковое. Монеты, которые мне попадались, встречались достаточно часто, так что открыть в этой области что-то новое мне не представлялось невозможным. И я решил перейти к более творческому делу – изготовлению медалей». Сначала Вячеслав Васильевич то, что хотел отобразить на медали, лепил из пластилина в натуральную величину. Потом он сделал приспособление, называемое пантографом и позволяющее с высокой точностью уменьшать изображение в размере и потом переносить его на сталь. «Первый пантограф я смастерил в армии, - рассказывает Агафонов. – Я и там не бросал свое любимое дело: пробовал лепить из пластилина своих друзей, чтобы потом сделать им медали. Надо сказать, что с изобретением пантографа качество медалей заметно улучшилось. Сейчас у меня уже четвертая модель пантографа. Все эти годы я работал над его усовершенствованием. Чтобы отработать технологию изготовления медалей до деталей мне понадобилось целых 20 лет…»

Совершенствуя свое мастерство, Вячеслав Васильевич делал медали своим родственникам, приурочивал их к каким-то знаменательным событиям. Есть медаль на смерть бабушки, на рождение дочери… Первым серьезным заказчиком для Агафонова стал его друг и коллега, профессор самарского института связи Александр Кольцов. «Слав, - говорит он мне, - сделай мне медаль на мое 60-летие», - Вячеслав Васильевич желание друга выполнил и изготовил ему медаль тиражом в 7 штук, чтобы мог раздать родственникам и знакомым. Называя предыдущие медали «полуфабрикатами», Вячеслав Васильевич считает кольцовскую медаль первой настоящей: «Я закончил делать ее в 1984-м, поэтому в этом году у меня, можно сказать, юбилей: 20 лет со времени изготовления первой медали».

В самом начале Агафонов использовал технологию гальванопластики, более простую по сравнению с технологией чеканки, которой Вячеслав Васильевич пользуется сейчас. В результате применения технологии гальванопластики, кстати, наиболее применимой в домашних условиях, медаль получается, как слоеный пирог. Между двух медных пластинок с изображением – обычный припой. Так как эта технология достаточно трудоемка, и большие тиражи медалей делать проблематично, Агафонов перешел на чеканку. «То есть, сначала я леплю с эскиза, затем вырезаю стальной штемпель, изображение на котором дается, так сказать, в негативе, а потом с помощью пресса штампую медные медали, - рассказывает Вячеслав Васильевич. – Замечу, что самый ответственный этап – это лепка».

Сейчас Вячеслав Агафонов может выпускать медали даже тиражом в несколько сотен.

С 2002 года и по сей день Агафонов работает над серией медалей, посвященной истории Самарского края. Всего в серии будет 52 медали, из которых на сегодняшний день выполнено семь, а до Нового года, возможно, появиться еще три.

«Первая медаль в этой серии посвящена пророчеству святителя Алексия, - поясняет Вячеслав Васильевич. - Он сказал, что на месте, где тогда жили только отшельники, будет стоять большой город, который никогда не будет разорен. Вот, в память об этих событиях на одной стороне медали изображена встреча Алексия с отшельником, а на другой – часовня святителя, которая сейчас находится на набережной Самары». Среди уже готовых - медаль, посвященная основателю Жигулевского пивоваренного завода фон Вокано, и медаль с изображением Александровского моста через Волгу, считавшегося в 1880 году, когда он был построен, самым большим мостом во всей Европе. Одной из завершающих серию медалей должна стать медаль, посвященная известному безрукому художнику-иконописцу Григорию Журавлеву.

А вот экземпляр медали, на которой изображен путешественник Адам Олеарий, плывший в 1636 году по Волге и сделавший первый рисунок крепости Самара, сейчас храниться в Эрмитаже. «Она попала туда, можно сказать, случайно, - говорит Вячеслав Васильевич. – Этим летом я поехал отдохнуть в Санкт-Петербург. Пошел в Эрмитаж и через моего друга, заместителя директора питерского Монетного двора Сергея Петрова я познакомился с профессором Щукиной из отдела нумизматики. Я решил подарить ей медаль с Адамом Олеарием, а Щукина сказала, что ее надо обязательно поместить в Эрмитаж. Я написал дарственную, и теперь моя медаль хранится в Эрмитаже».

Вячеслав Агафонов считает, что медальерное искусство в России в последние годы начало возрождаться. «Хоть частные лица обращаются ко мне с заказами редко, но я могу сказать, что в людях начало что-то просыпаться: они перестают думать только о деньгах, им уже хочется чего-то красивого, как-то увековечить свое имя, - говорит Вячеслав Васильевич. – Людям не все равно, какими запомнят их потомки. Ведь и раньше так было: например, тот же фон Вокано еще при жизни заказывал медаль со своим изображением. Сейчас понимание этого начинает возвращаться».

Сергей Ишков
"Русский курьер"
№ 443 2004-12-24


Весь материал читать по ссылке www.ruskur.ru/#11