Самара сегодня >> Cамара-городок >>  История.


"Вестник Волготанкера". По городам нашего бассейна. Самара - город-крепость, город-порт

Точной даты времени зарождения Самары не установлено. Предание гласит о посещении местности, где теперь находится Самара, Святителем Алексием, митрополитом Московским, потом Киевским и всея Руси. Известно, что митрополит дважды ездил в Орду. Предполагают, что это было в 1357 году, когда на пути в Золотую Орду св. Алексий останавливался в скиту монаха-отшельника у Самарского урочища. Наблюдая счастливое местоположение окрестностей, он предрек: "Город сей просияет в веках".
В описании портов и пристаней, составленной братьями Франческо и Доминико Пиццигано из Венеции в 1367 году, уже записана пристань "Самара" в среднем течении Волги. Картограф Фра-Мауро из Венеции в 1459 году отмечает пристань "Самара" в устье реки Самары на карте. В 1552 году была взята Казань, в 1556 году - Астрахань. Ход событий требовал обезопасить водный путь. После завершения Ливонской войны, воцарения на русском престоле Федора Иоанновича была принята программа строительства городов-крепостей на южных и юго-восточных окраинах государства. Подготовительные работы в Самарском урочище начались в 1584 году и были закончены в 1585 году. Самарское урочище - это низменное место на левом берегу Волги, в 30 км ниже современного устья реки Самары, приблизительно против села Ермаково.

В 1586 году издается грамота "от Царя и Великого Князя Федора Иоанновича всея Руси в новый Самарский городок воеводе нашему, князю Григорию Осифовичу Засекину" о строительстве в Самарском урочище. Именно эта дата считается годом основания Самары.

Засекин выбрал для городка совершенно другое место. Не в урочище, на заливаемых лугах, закрытом от Волги протоками, островами и лесом, а на правом берегу протока реки Самары в его устье. Крепость решили поставить на самом высоком и видном месте, откуда гарнизону было хорошо наблюдать и за Волгой, и за степным Заволжьем.

Необходимо подивиться фантастической дальновидностью в выборе места. Ведь в это время Волга протекала в большей мере за Рождественскими островами. Основное русло реки Самара проходило по нынешней Сухой Самарке. Но прошло время, и крепость оказалась прямо на берегу Волги и ее притока.

Город, столь удачно поставленный, развивался очень стремительно. Уже в 1600 году в Самаре была специальная пристань для Царских судов, ходивших в Астрахань за солью. Немецкий ученый, путешественник, секретарь шлезвиг-голштейнского посольства Адам Олеарий дважды посетил Россию, в 1633-1634 и 1636-1638 годах. В своих записках он дал описание и рисунок Самарской крепости. Она имела в длину 882 сажени, в ширину -162. Обнесена валом и глубоким рвом. По углам установлены башни под остроконечными крышами. С восточной стороны установлена средняя башня с бойницами, обнесенная рубленой стеной с рогатками. С севера и востока крепость примыкала к густым лесам, за которыми шла степь. С юга и запада ограждена реками Самарой и Волгой. Таким образом, с самого своего основания Самара стала городом-крепостью, городом-портом, торговым и перевалочным пунктом, связанным с великой русской рекой.

В 1708 году при Петре I Самара значилась девятым городом Казанской губернии, а с 1719 года причисляется к Астраханской губернии. В то время на территории города находилось 210 дворов. В этот период Самара оказалась в эпицентре двух крестьянских войн: при содействии местного населения в августе 1670 года Самара была захвачена войсками Степана Разина, а в 1773 году это был первый город, перешедший на сторону Емельяна Пугачева.

В 1851 году Самара становится губернским городом с населением в 15 тысяч человек. В этот момент Самарская губерния по количеству собираемой пшеницы стояла на первом месте в Российской империи. В 1900 году была построена первая электростанция. К 1917 году в Самаре уже действовало 90 промышленных предприятий, механическая хлебопекарня, элеватор емкостью 3,5 миллиона пудов зерна. Значительное место в экономике Самары и губернии занимал водный транспорт. Издавна судовым промыслом на Волге занималось купечество. После отмены крепостного права стали появляться судовладельцы из крестьян. Переворот в этом деле связан с появлением парового двигателя и пароходов и как следствие развитием флота и появлением пароходных обществ. В эти годы на первый план выходит большая группа предприимчивых, инициативных организаторов производства. Из самарских судовладельцев первым следует назвать Павла Михайловича Журавлева. Подробнее об этом можно узнать из сборника материалов о самарском речном флоте "У истоков", подготовленного к 150-летию Самарской губернии при содействии Группы компаний "Волготанкер".

Во второй половине XIX века появился новый груз - нефтепродукты, который вскоре занял доминирующее место в структуре грузовых перевозок. Самара стала крупным центром пассажирских перевозок. Особо возросло значение Самарской пристани в период строительства железных дорог, когда город стал перекрестком стальных путей на Москву, Уфу, Южный Урал, Среднюю Азию. Все это пределило заметную роль города в волжском речном транспорте и в транспорте России в целом.

Первое регулярное пароходство по Волге было организовано в 1853 году. Ежедневно Самара принимала 16 пароходов. В 1908 году в гаванях самарского затона зимовало до 120 судов. Когда же ранние морозы заставали флот в рейсах, то и до 200-300.

В 1935 году Самара решением правительства была переименована в Куйбышев. И уже как Куйбышев город вступил в борьбу с фашизмом. С первых же дней войны сюда были эвакуированы крупнейшие заводы. А в 20-х числах октября 1941 года, накануне исторической битвы за Москву, постановлением Государственного Комитета Обороны в Куйбышев были эвакуированы правительственные органы, часть военных управлений, Наркомат иностранных дел, весь дипломатически й корпус - 20 посольств и миссий, а также труппа Большого театра и многие известные деятели культуры - Д. Шостакович, И. Эренбург, Ф. Гладков, Э. Гилельс...В этот период Куйбышев фактически становится второй столицей Советского Союза. Для Верховного главнокомандующего был построен подземный бункер с рабочим кабинетом на глубине 37 метров. Сегодня этот бункер стал своеобразным музеем.

За годы войны с аэродрома авиационного завода на фронт поднялись тысячи знаменитых штурмовиков ИЛ-2.В дни обороны Кавказа, поскольку была создана угроза бакинским месторождениям, на город и область легла еще и забота по снабжению армии и народного хозяйства горючим. Здесь тоже свое веское слово сказали речники, которые перевозили нефтепродукты, войска, оружие. В Сталинградской битве они сражались и погибали вместе со своими судами. Только в 1942-1943 годах была потоплена и повреждена фашистами в общей сложности четвертая часть всего нефтеналивного флота "Волготанкера", а 123 волготанкеровца погибли в водах родной Волги, исполняя свой долг перед Родиной.

Послевоенные годы характерны дальнейшим бурным развитием города. Он становится крупнейшим промышленным и культурным центром России.

С начала 50-х годов XX века для лучшей организации ремонта, закрепления кадров, флот стали приписывать к определенным затонам на постоянное техническое обслуживание и зимовку.

45 лет назад, 25 сентября 1958 года в Куйбышеве организуется ремонтно-эксплуатационная база флота пароходства "Волготанкер". В Сухую Самарку переводятся судоремонтные мастерские Пожабного затона. А через несколько лет здесь уже дейсттвовала современная база для обновляющегося нефтефлота. А в 1959 году и управление пароходства "Волготанкер" перебазировалось из Астрахани в Куйбышев. Из региона Средней Волги лучше было управлять и флотом, и всей структурой предприятий пароходства Волжско-Камского бассейна.

Валентина Садовникова.

Вестник Волготанкера
06 октября 2003 г. [N 33 (6814)]


Весь материал читать по ссылке www.volgotanker.com/vestnik/06102003/article.html?aID=8