Самара сегодня >> Cамара-городок >>  История.


Далекое-близкое. От Нобеля до "Волготанкера". "Сармат" и "Вандал"

"Сармат" и "Вандал"
Хотя официально датой образования Волжского нефтеналивного пароходства "Волготанкер" считается 17 апреля 1938 года, когда наркомом водного транспорта был подписан приказ о его создании, более чем вековая история компании восходит к дореволюционному картелю "Нобель-Мазут". У истоков создания картеля стояли Людвиг и Роберт Нобели - братья ставшего знаменитым на весь мир Альфреда Нобеля, основателя Нобелевского фонда. В 70-х годах ХIХ века братья занялись добычей нефти в Азербайджане, что потребовало решения вопроса о транспортировке нефти. Так появилось "Товарищество братьев Нобель". Людвиг Нобель решил объединить наливную баржу с пароходом и спроектировал первый в мире морской самоходный танкер "Зороастр", названный в честь древнеиранского пророка огнепоклонства.


В 80-х годах прошлого века фирма Нобелей открыла постоянные маршруты своих танкеров по Волге. Во всех волжских городах появились нобелевские конторы и пристани. В Самаре открылась пристань "Товарищества братьев Нобель", а также емкости для хранения нефтепродуктов.

Товариществом был даже построен свой населенный пункт. В 1881 году на правом берегу Волги, у Астрахани, появился крупный поселок под названием Нобелевский городок с отлично развитой инфраструктурой, включавшей в себя пристани, цистерны для хранения керосина с подземными трубопроводами для подачи нефтепродуктов, механические мастерские и плавучий док. "Столица" нобелевского предприятия трансформировалась после революции в Астраханский судоремонтный завод имени Ленина, вошедший в 1938 году в пароходство "Волготанкер".

В начале XX века "Товарищество братьев Нобель" построило первые в мире наливные теплоходы - дизельные танкеры "Сармат" и "Вандал", превосходившие танкеры-пароходы. В 1905 году был создан картель "Нобель-Мазут" ("Нобмазут"), в задачи которого входило не только производство, но и переработка, транспортировка и продажа нефти. Ну а после 1917 года в Самаре с целью монопольной эксплуатации танкеров в интересах Советского государства было организовано пароходство "Волготанкер". Весь флот Нобелей, уцелевший в гражданскую войну, стал составной частью государственного предприятия "Волжское ордена Трудового Красного Знамени РСФСР нефтеналивное речное пароходство "Волготанкер".

29 ноября 2004 г. [N 43 (6867)]
Вестник Волготанкера

Весь материал читать по ссылке www.volgotanker.com/vestnik/29112004/article.html?aID=8