Самара сегодня >> Cамара-городок >> Люди. Здесь родились, жили, живут


Гейбо Иосиф Иванович

Иосиф Гейбо родился 24 Апреля 1910 года в селе Валуйское, ныне Станично - Луганского района Луганской области в семье крестьянина. Окончил Луганский Железнодорожный техникум. В 1933 году вступил в Красную армию и в Декабре 1934 года, закончив Качинскую летную школу, получил назначение в 35-ю Эскадрилью 56-й Воздушной Бригады, которая располагалась около Житомира. Участвовал в Первомайских Воздушных Парадах в Москве 1936 - 1937 гг. Затем служил на Дальнем Востоке.
 
Участник боев с японскими захватчиками на реке Халкин - Гол в 1939 году. Командуя 5-й эскадрильей 70-го истребительного авиаполка Старший лейтенант И. И. Гейбо, летая на биплане И-15бис, совершил 25 вылетов - большинство на штурмовку противника и сопровождение бомбардировщиков. Вскоре эскадрилью перевооружили на новые истребители И-153, а его временно перевели в группу известного Советского Аса - Сергея Грицевца. Всего выполнил 82 боевых вылета, провел 18 воздушных боев, сбил 2 самолета лично и 1 в группе. Был награжден Орденами Ленина и Красного Знамени. Не только боевым мастерством, но и всем своим внешним видом ( стройный, всегда чисто выбрит, с иголочки одет ) представительный Гейбо вызывал у молодых летчиков завидное восхищение.

С началом Советско - Финляндской войны, эскадрилия Гейбо перевелась в Москву, где формировался новый Истребительный полк, который был отправлен в Карелию уже в конце 1939 года. Там бипланы И-153 использовались для разведки, патрулирования и охраны бомбардировщиков. В течение "Зимней Войны" Иосиф Гейбо одержал, по крайней мере, 4 победы.

Начало войны с Германией, застало Капитана Гейбо в 46-м истребительном авиаполку. В Августе 1941 года часть сменила свои И-16 на ЛаГГ-3, но 18 Августа после 2-х одержанных побед, он был ранен и находился в госпитале до Декабря. После выздоровления, получил звание Майор и принял командование 20-м ИАП, основанным в Калуге, около Москвы, и оснащенного новейшими Як-1. Об одном из эпизодов того времени Совинформбюро сообщало: "Летчик - орденоносец Капитан Гейбо, выpучaя товарища, вступил в бой с двумя фашистскими самолетами, прикрыл выход товарища из боя и заставил противника отступить. Во главе небольшой группы истребителей он атаковал 18 немецких бомбардировщиков и обратил их в бегство".

Впоследствии, Гейбо был послан для прохождения курсов переподготовки ( КУОС ) в Чкаловскую Авиационную школу. После чего, принял командование 263-й истребительной авиадивизией. В начале 1944 года он получил звание Полковник и принял командование 309-й авиадивизией.

Его пребывание на фронте было прервано до Октября 1944 года, когда он получил 6-ю Гвардейскую истребительную авиадивизию, которую позже провел по Румынии, Венгрии и Чехословакии. К Февралю 1945 года на его счету значились 252 боевых вылета и 5 сбитых вражеских самолетов. 28 Апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К концу войны был награжден Орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( трижды ), Кутузова 2-й Степени, Отечественной войны 1-й Степени и Красной Звезды. Иосиф Гейбо закончил войну с 12 победами ( лично и в группе ), одержанными в ходе трех войн. Стал почетным гражданином гор. Братислава ( Чехословакия ).

После войны Гейбо продолжил службу и окончил Академию Генерального Штаба в 1949 году. Избирался депутатом Верховного Совета Молдавской ССР. Он продолжал служить до 1968 года, когда ушел в отставку в звании Генерал - Майора. Затем переехал жить в город Куйбышев (ныне Самара) и там написал автобиографическую книгу "Шла двадцатая минута войны".

Лучшие Асы России, 1914 - 1953 гг


Весь материал читать по ссылке aces.boom.ru/winter/geybo.htm