Самара сегодня >> Cамара-городок >> Самара. Космос


''Союз'' стартует с экватора. Самарские ракетостроители планируют получить дополнительные заказы

В начале ноября в Париже вице-премьер РФ Борис Алешин подписал соглашение с премьер-министром Франции Жан-Пьером Раффареном, которое открыло путь российским "Союзам" к космическому комплексу Куру во Французской Гвиане и программам Евросоюза по коммерческим запускам спутников. А на днях Алешин в Москве встретился с Президентом России и обсудил подробности вышеназванного документа и связанные с его подписанием перспективы.


 
По мнению вице-премьера, российские компании получат заказы на программы работ по строительству в Куру нового космодрома на сумму порядка 120 млн. евро. Кроме того, после создания космодрома, который должен появиться к 2006 году, "Союзы" с него начнут взлетать с частотой не менее 30 раз в год. То есть чаще, нежели сейчас с Байконура. Таким образом, российская промышленность в рамках только этой программы до 2015 года может получить более 1 млрд. евро. Причем часть этих средств достанется самарскому ракетно-космическому центру "ЦСКБ-Прогресс", специалисты которого уже начали доработку как самой ракеты-носителя, так и некоторых наземных систем. Как рассказал корреспонденту "СИ" заместитель генерального конструктора "ЦСКБ-Прогресс" Леонид Рохваргер, французская сторона, даже несмотря на общепризнанную надежность "Союза", выдвинула очень серьезные требования по безопасности стартов с космодрома в Куру. В основном они касаются безопасности для местного населения и окружающей среды. Российские специалисты должны гарантировать, что даже при чрезвычайной ситуации будет абсолютно исключено падение самого носителя или каких-то его фрагментов в населенные зоны страны. Для выполнения этого условия, по словам Леонида Самойловича, в настоящий момент проектируются дополнительные системы и устройства, которые впоследствии будут установлены на носитель. Кроме этого, существует и требование по обязательному затоплению систем и блоков при запуске. В основном это касается приводнения и затопления отработавших ускорителей первой ступени "Союза". Делается это для того, чтобы избежать столкновения с ними морских судов, курсирующих в акватории Французской Гвианы.

Работают самарские конструкторы и над изменением отдельных узлов наземной проверочной аппаратуры. Все-таки климатические условия в тропиках серьезно отличаются и от Байконура, и от Плесецка.
Плюс к этому предстоит внести коррективы и в конструкцию контейнеров для перевозки блоков ракеты-носителя. По словам Леонида Рохваргера, контейнеры должны быть универсальными, то есть адаптированными для всех видов транспорта, поскольку в Южную Америку "Союзы" будут доставлять не только по суше, но и по морю. Ожидается, что первый носитель уйдет из порта Санкт-Петербург в середине 2006 года и пробудет в пути 12 дней. При этом нельзя допустить разрушительного воздействия на изделия солей, содержащихся в морском воздухе. Впрочем, до момента отправки "Союза" в Куру в России пройдут расчетные и квалификационные запуски адаптированной ракеты-носителя. А в середине 2005 года во Французскую Гвиану отправится морской транспорт с монтажно-испытательным оборудованием и элементами стартового комплекса. Строительство же нового космодрома в Куру планируется начать в конце 2005 года. Об этом в интервью "ИТАР-ТАСС" сообщил первый заместитель генерального конструктора КБ общего машиностроения им.Бармина Владимир Климов. Летные испытания новой системы управления ракеты-носителя планируется начать в конце 2004 года на космодромах Плесецк и Байконур. При сооружении стартового комплекса для "Союзов", подчеркнул Владимир Климов, "будут использованы новые разработки, которые, однако, учитывают многолетний опыт эксплуатации Байконура". На первом этапе реализации проекта во Французской Гвиане будут работать около 200 российских специалистов. Фактически реализация проекта уже началась, и сейчас специалисты обсуждают в Москве конкретные аспекты работы по сооружению на космодроме стационарной башни обслуживания для вертикальной сборки "Союзов". По расчетам специалистов, запуск с экватора позволит увеличить полезную нагрузку, доставляемую "Союзами" на орбиту, с 1,5 до 4 тонн. Понятно, что в этих условиях носитель сможет вывести большее количество спутников за один старт.

По словам французских специалистов, "Союзы" в модернизированной версии призваны заменить снятые с производства средние европейские носители Arian-4. Иными словами, количество заказов на "ЦСКБ-Прогресс" должно гарантированно возрасти. Однако заместитель директора завода Вадим Калакутский в своих оценках пока осторожен. В разговоре с корреспондентом "СИ" он заметил, что предприятие, конечно, возлагает на проект "Союз"-Куру" серьезные надежды, но говорить о непременном росте заказов пока преждевременно. Не исключено, что экваториальные запуски заменят собой старты с Байконура, и только.

Впрочем, дождемся первого старта "Союза" с нового космодрома. Он назначен на конец 2006 года.

Источник: "Самарские известия", №216, 21 ноября, пятница


Весь материал читать по ссылке oldnews.samaratoday.ru/news.asp?y=2003&m=11&d=21&r=1&n=33290