Самара сегодня >> Cамара-городок >> О Самаре - жители других регионов, туристы


Поездка на рейсовом теплоходе по маршруту Москва-Астрахань 14-18.09.02

14.09
Полседьмого утра. Короткая остановка в Тольятти. Город целиком состоит из многоэтажек. Зато вокруг Самарская Лука. Правый берег – горы Жигули, заросшие лесом. Скальные обрывы, горные дороги. Левый берег – тоже небольшая гряда. Впереди туман, в котором мы чуть не столкнулись с рыбацкой флотилией. Встали минут на 20, выясняя, кто должен уступить. У нас фарватер, а у них сеть натянута. В итоге решили не губить малый бизнес, ему и так у нас в стране несладко.

Вдоль берегов длинные косы, забитые дачами. Есть даже почти достроенный монастырь, по конструкции не отличающийся от соседних коттеджей. Особый шик – припаркованный прямо у дома катер.

Подходим к Самаре. Местные жители сыплют топонимами (Лысая Гора, Студеный овраг) и показывают достопримечательности (вон тот замок холме – дача такого-то начальника). Речной вокзал в противоположенном от нас конце города, что так и не покинул левый берег. Традиционно растянут, однако довольно широкий. С реки обращают на себя внимание шпиль мечети, пара куполов и высоченная игла памятника непонятного назначения. Отличная широкая набережная (как говорит Женя, лучшее, что есть в городе) устремляет к Волге огромную ладью, стоящую прямо у воды.

 
Долго колебались, ехать на автобусную экскурсию или нет, но, в итоге, решили, что все же больше увидим сами. Сквозь пыльные, запущенные улочки поднялись по склону к улице Куйбышева – главной улице города. Пока Женя звонила домой, сообщая, что мы приедем на сутки позже, я рассматривал карту города. Собственно исторический центр невелик: улица Куйбышева и пара параллельных ей выходят к драмтеатру со знаменитым памятником Чапаеву. Недалеко всяческие администрации и еще дальше комплекс парков и площадей с логическим завершением в виде площади Победы, где стоит тот самый странный памятник, что я видел с борта корабля. Все прочее – царство бетона или частный сектор. Самое смешное, что тут есть метро, но оно не в центре города, а вдоль его восточной окраины. Ветка была построена, чтобы разгрузить общественный транспорт, доставляющий рабочих в промзону. Сейчас строят дополнительные станции, планируя дотянуть метро до ж.д. вокзала, который являет собой, имхо, самое помпезное здание в городе – похоже на опрокинутый стакан голубого стекла. На картинках красиво, а в натуре, увы, не увидел. Далековато.

Скажу сразу, что Самара разочаровала. Я ее не безосновательно сравнивал с Саратовом: та же широкая набережная, та же main street купеческих особняков, та же южная атмосфера. Но что-то Самара не тянет. Домики на улице Куйбышева через один брошенные и заколоченные досками, да и маловато их. В Саратове много нетиповой застройки с изысками, красивые церкви, местный Арбат в виде ул. Кирова, готическая консерватория. Континуальное впечатление богатого купеческого города. Тут же даже не дискретное, а точечное какое-то. Вот и получается, что нечего вспомнить кроме костела, выглядящего не то как Диснейленд, не то как остов сгоревшего замка, да памятника Чапаеву и компании.

Даже странно. Здоровый, миллионный город. Экономический магнит. Но нет не то что “налета истории”, даже символа запоминающегося нет. Памятник на площади Победы (мужик держит что-то похожее на абстрактную птицу) не вдохновляет. Культовые памятники тоже подкачали – ни одной запоминающейся церкви. Храм Георгия Победоносца на все той же площади Победы конечно красив своим шлемом-куполом, но чего-то уж больно похож на храм Поклонной горы. Кстати по внутреннему пространству, в моем понимании, это скорее часовня – уж больно мало места. Сама площадь тоже оставляет двоякое впечатление: вроде и breathtaking вид на Волгу и Самарскую Луку присутствует, и свадьбы стаями летят сюда на крыльях любви и мерседесов, дабы возложить цветы с Вечному Огню. Но как-то пустовато.
Недосказано. “Не катит” для города с таким положением, населением, прошлым, значением, наконец.

Женя права, набережная тут действительно лучшая. Широкая полоса пляжа сейчас пустынна, не сезон. Но летом, говорит Женя, тут многолюдно и классно. Причем сервис пляжа – лучший из виденных ею в некурортном городе. Особенно тут хорошо, наверное, сидеть, закупившись в соседнем пивзаводе (пиво “Жигули” помните?). Вот куда не зарастет народная тропа! Очередь с двухлитровыми пластиковыми бутылками и пятилитровыми канистрами медленно движется к вожделенному крану. 1 литр = 12 руб. А рядом куча палаток с воблой, красноперкой и прочими ингредиентами счастливого времяпрепровождения. В р-не завода не протолкнуться от молодежных компаний с занятыми руками и карманами. Повернемся спиной к городу, лицом к Волге и вкусим пенного напитка – it’s a living, как говорил Багс Бани.

После Самары берега теряют свои высоты и крутизну. Впрочем, все равно красиво. Проплыли состоящий, кажется, из одних заводов Октябрьск, миновали Переволоки, тонкий стебелек, на котором держится вся Лука. Достаточно прорыть здесь канал (километр? чуть больше?), и Самара останется в никому не нужной старице, а до Каспия можно будет добраться на сутки раньше.

На закате показалась Сызрань. Здесь должна быть часовая стоянка, но из-за падения уровня воды подходить к речному вокзалу небезопасно. Еще одну мель мы не переживем. Поэтому осталось только рассматривать церкви города и остатки Кремля во главе со здоровым храмом в монокль. Чуть южнее мрачным антимиром нависает над городом огромный нефтехим . Пламя факелов, дым, брутальные корпуса заводов и гигантские змеевики. Я подобного повидал немало, но всякий раз гляжу на очередного монстра с благовейным ужасом.

Весь материал читать по ссылке www.tours.ru/country/stories.asp?id_stories=1974&id_country=PVL