Самара сегодня >> Cамара-городок >> Люди. Здесь родились, жили, живут


ЕВГРАФОВ Виктор Иванович

ВИКТОР ЕВГРАФОВ: "О КИНО, И НЕ ТОЛЬКО"
Известный киноактер и каскадер Виктор Евграфов – наш земляк. Кинозрителям Виктор Иванович запомнился по многим работам. Это и Эндрю Эриксон в фантастическом "Доминусе", и князь Галицкий в "Данииле, князе Галицком», и Космич-Валюжинич в "Черном замке Ольшанском", Атос в "Двадцать лет спустя". Особую славу у зрителя снискала роль Мориарти в "Приключениях Шерлока Холмса".

 
Виктор Иванович – единственный живущий в провинции член Гильдии актеров российского кино. Родную Самару Евграфов очень любит. Его часто можно встретить на самарской набережной. Виктор Иванович не только актер, но и художник. Правда, пока, к сожалению, живопись актера видели лишь его родственники и друзья. С Виктором Ивановичем мы общались в начале сентября: он был почетным гостем кинофестиваля «Кино-детям», проходившего в нашем городе. 10 сентября Виктор Иванович Евграфов отметил 55-летний юбилей. Но разговор наш получился обыкновенным, «неюбилейным»…

-Виктор Иванович, как Вы воспринимаете нынешний уровень российского кино?
-Неоднозначно. Во-первых: очень мало таких направленных, добрых картин. Мне кажется, что кинематограф, в основе своей должен воздействовать на развитие человека. На его нравственное отношение, на его духовность. То есть, как бы: быть своего рода примером, формировать личность. Личность формируется путем подражания. Должны быть герои, которым хочется подражать. Кино в данном случае является живым примером. То, что мы сейчас утратили какую-то направленность, видимо – за воспитание киноэкраном никто не несет ответственность. Никто этим не занимается. Да и дома, в связи с социальным положением, родителям не до проблем детей. Школа – тоже сегодня дает только знания. Внеклассная жизнь ребенка, то, чем он занимается в свободное время, мало кого интересует. Поясню, почему я говорю о детях. Ведь дети, детское кино – одна из важнейших составляющих киноиндустрии. Дети – самый массовый зритель. Поэтому так важно, чтобы, придя в кинотеатр, они увидели что-то прекрасное, побуждающее их стать хорошими людьми, перенять у киногероев хорошие, положительные качества.В Тольятти мы создали школу исторического трюка «Коловрат». Хотели воссоздать былые традиции: привить молодежи любовь к Отчизне, воспитывать их в гармонии с душой и телом. И, знаете, начинание было с восторгом воспринято ребятами! Поверьте: молодежи гораздо интереснее заниматься историей, разыгрывать театрализованные представления об русских витязях, посещать спортзал, нежели болтаться по подворотням. В «Коловрате» ребята изучают рукопашный бой, навыки владения оружием. Но при этом большое внимание уделяется не только физическому, но и духовному росту ребят.

-А если все-таки вернуться к кино?
-Пожалуйста. Включите телевизор, посетите кинотеатр. Что мы видим? Все сейчас зарабатывают деньги. Чтобы заработать деньги, продюсеры картин идут на все. Зачастую не думая о духовности и о последствиях озверения, которое приходит к юным зрителям после просмотра большинства нынешних «киношедевров». Если в человеке нет сострадания: он потенциально опасен для общества. Все боевики, которые сегодня показывают по ТВ и на большом экране, они несут в себе негатив. Там постоянно убийства, и зритель, особенно – юный, зомбируется. Для любителей боевиков жизнь человека обесценивается. Исчезает человечность. В современном кино, к сожалению, пропал элемент сострадательности. А когда человек не сострадает, он не живет. Российский кинематограф сегодня пошел путем подражания. Подражание всегда вторично. Может быть, – нет национальной идеи в сегодняшнем кино. Хотя, проблема и в отсутствии хороших сценариев. Вспомните фильм 64-года «Я шагаю по Москве». Он был наивный, местами – примитивный. Вообще это был черно-белый фильм, снятый без современных спецэффектов. Но в нем была чистота и романтика. Которой сейчас в нашем кино, увы, почти не осталось.
-А может быть, мы вообще отвыкли смотреть наше кино?
-Действительно: отвыкли! Потому что, культуру надо прививать. Одним из просчетов, на мой взгляд, была вседозволенность в кино, провозглашенная в начале 90-х. Чиновники Министерства кинематографии тогда даже советовали режиссерам: почему бы не показать зрителям насилие, и прочие шокирующие сцены? Расчет видимо, делался на то, что зритель на много лет вперед насытится насилием на экране, и его станет воротить от подобных сцен. К сожалению, расчет оказался ошибочным.
Есть определенные нормы поведения. Есть запреты: что можно, и чего нельзя. Так почему же на киноэкране нам показывают такое, что, простите, и в кошмарном сне не приснится? Оговорюсь: я не призываю к введению цензуры. Я говорю о соблюдении работниками киноиндустрии нравственно-морального кодекса. Ведь преступно пропагандировать насилие и жестокость, разврат и бескультурие.
-Развивается ли сегодня российская мультипликация?
-Да, развивается. Но, увы, - не так, как хотелось бы. Засилье зарубежных мультиков. А ведь и у нас есть, что показать зрителю. Наши киносказки, мультсказки – добрее, чем иностранные фильмы, под завязку нашпигованные спецэффектами.

-Один известный кинорежиссер рассказывал мне, что он не может смотреть голливудские фильмы больше одного раза…
-Мне кажется, я понимаю, почему он так говорил.
Действительно: в голливудских блокбастерах масса эффектных трюков, прекрасный монтаж, шикарные декорации. Но они, как бы тут точнее выразиться – слишком механизированы. В таких картинах используется множество ухищрений, чтобы увлечь зрителя. Но… души в таких картинах почти нет. Они – творение продюсеров, делающих деньги на мировых кинопремьерах. Посмотрите последние западные кинопремьеры: что ни фильм – то или боевик, или приключения с элементами ужасов. Актер там теряется на фоне бесконечных декораций, ему трудно конкурировать с компьютерными спецэффектами, немыслимым монтажом и прочими новшествами современной киноиндустрии.
-Стоит надеяться, что ситуация в нашем кино изменится к лучшему?

-Кое-что уже начинает меняться. В этом году российскими киностудиями, в первую очередь: «Мосфильмом», «Ленфильмом», студией им. Горького запущено в производство более 150-ти картин. Но, к сожалению, российские фильмы ныне больше известны за рубежом, чем у нас. Многие режиссеры жалуются, что фильмы снимаются, но их НЕГДЕ показывать. В России практически уничтожен кинопрокат. Не беру в расчет крупные кинотеатры, со-звуком Dolby. Это скорее исключение, чем правило. Такие мега-комплексы строятся для проката западных картин. Российское кино там – редкий гость. Опять же: почему? Да потому, что зритель отвык от нашего кино. Поколение нынешних 17-20-летних, за редким исключением, воспитано на западной кинопродукции. Научить ценить отечественное киноискусство этих молодых людей – задача весьма непростая. Мне кажется, сейчас нам надо обратить внимание на нынешних первоклассников. Начать пропаганду нашего кино. Но для этого, повторюсь: нужно восстановить сеть кинопроката. Обновить оборудование кинотеатров, отремонтировать кинозалы. Для этого нужно внимание Правительства. Необходима поддержка кино на федеральном уровне. И, конечно, нужно менять наше самосознание. Стремиться к истинным ценностям, проверенной годами классике. Тогда мы сто раз подумаем: надо ли включать телевизор, когда там показывают очередной телесериал вроде “Бригады”, идти ли в кино на премьеру “Самого кровопролитного боевика года”.

-Ваши киногерои в основном: мужественные, отважные персонажи. Вы готовы изменить амплуа, сыграв, к примеру, в фильме-сказке?
-Если будут интересные предложения, я с радостью сыграю какого-нибудь сказочного персонажа!

Святогор МИШИН

Весь материал читать по ссылке news.samaratoday.ru/news.asp?y=2003&m=9&d=10&r=1&n=31232