Самара сегодня >> Cамара-городок >> Сделано в Самаре


Конверсия оборонной промышленности

Принято считать, что конверсионные процессы в отечественной промышленности широко развернулись в середине 80-х годов, с началом перестройки. Однако фактически принципы и этапы современной конверсии впервые в нашей стране были определены и отработаны гораздо на 30 лет раньше, в пятидесятые годы. Это случилось в городе Куйбышеве-Самаре.
Именно в нашем городе сорок с лишним лет назад впервые прозвучало слово “конверсия” применительно к военной авиационной технике. Такие работы были начаты в конструкторском бюро, которое возглавлял дважды Герой Социалистического труда, академик генерал-лейтенант-инженер Николай Дмитриевич Кузнецов. В середине пятидесятых годов он был включен в состав комиссии, которая готовила на заседание Куйбышевского обкома КПСС вопрос о состоянии дел у куйбышевских нефтегазодобытчиков - наша область носила тогда громкий титул “второго Баку”. Николай Дмитриевич посетил нефтяные и газовые промыслы и был поражен, насколько неэффективное оборудование для газоперекачки используют добытчики: тяжелое, громоздкое. И в то же время авиационные двигатели. Выработавшие свой летный ресурс, “снимались с крыла” и шли в металлолом. И в 1959 году Кузнецов обратился с письмом к Н.С Хрущеву о конверсии авиационных двигателей и использовании их в качестве компрессоров для газоперекачки. О письме Кузнецова в Москве вспомнили... десять лет спустя. Когда началось освоение газовых месторождений за Уралом. И понадобилось строительство большого числа газоперекачивающих станций. С того времени куйбышевские-самарские двигатели “НК” исправно транспортируют примерно треть добываемого газа из Сибири в европейскую часть нашей страны и далее, за границу.
Весь материал читать по ссылке altrs.narod.ru/F/File2_1.htm