Самара сегодня >> Cамара-городок >>  История.


Когда переходили Волгу вброд

Нынешнему поколению жителей Самары трудно представить, что на другой берег Волги в иные годы можно было перейти даже вброд. Однако это факт. Обмеление великой русской реки происходило не раз, и порой было настолько сильным, что пассажирские суда не могли подойти к самарским причалам, а грузовые подолгу искали у берега глубину, чтобы разгрузиться. Положение усугублял еще и тот факт, что своенравная Волга пыталась уйти от Самары в Воложку - протоку на правом берегу близ села Рождествено.

 

Впервые о том, что Волга уходит от Самары, заговорили в восьмидесятых годах позапрошлого века. 6 июля 1883 года городская дума даже приняла решение обратиться в Министерство путей сообщения и Министерство внутренних дел с ходатайством: "о командировании в Самару специалиста для изучения причин нынешнего удаления русла Волги от прежнего, и принятия соответствующих мер к направлению течения старым руслом". Специалисты выяснили причину явления и дали рекомендацию перекрыть Воложку дамбой, чтобы не допустить обмеления основного русла реки. Но к этой работе приступили не сразу, и наступление песчаных островов на самарские причалы продолжалось.

В августе 1891 года "Самарская газета" писала: "Обмеление рек Волги и Самарки около нашего города дошло до небывалых размеров. Самарка обмелела так сильно, что во многих местах ее переходят вброд даже дети, а около железнодорожного моста, где прежде была довольно значительная глубина, она почти пересохла совсем. Некоторые из затонов Волги тоже пересохли, чего прежде никогда не было".


Катастрофическое обмеление Волги в 1891 году было вызвано чрезвычайно засушливым летом. Засуха погубила тогда весь урожай зерновых, в губернии разразился голод. Но маловодные годы случались и позже. В 1928 году из-за обмеления реки проходы к самарским пристаням пробивались с помощью землечерпалок. У причалов дежурили буксирные суда, которые то и дело стаскивали севшие на мель пароходы. В тот год движение крупных судов приостанавливалось, а Волгу можно было перейти вброд.


И все же Самара осталась портовым городом. Воложку отделили от Волги высокой дамбой. Десятки барж подвозили сюда бутовый камень, ссыпали песок. Потом дамбу для надежности укрепили плетнями из тальника. Волжская вода перестала уходить в эту протоку, и течение близ Самары усилилось. Со временем оно размыло песчаные острова близ Аннаевских дач (район нынешней набережной у Ладьи). Прибрежная зона реки у города вновь стала судоходной.

В общей сложности борьба с обмелением Волги близ Самары продолжалась около 30 лет. Но лишь с образованием Саратовского водохранилища река стала по-настоящему полноводной, а городские причалы стали принимать суда любой осадки.

10.08.2003
Борис БОРИСОВ


Весь материал читать по ссылке oldnews.samaratoday.ru/news.asp?y=2003&m=8&d=10&r=1&n=30011