Самара сегодня >> Cамара-городок >> Самара многоликая


МАРШРУТЫ ЮНЕСКО. ОН ЛЕТАЕТ КАК ПТИЦА, ЕГО ОЧЕНЬ ТРУДНО ПОЙМАТЬ

О грандиозной выставке «Земля: вид с небес» французского фотохудожника Янна Артюса Бертрана, проходящей по всему миру под эгидой ЮНЕСКО, мы решили написать потому, что ее обязательно должны увидеть жители и нашей республики. По крайней мере мечта такая в Комитете по делам ЮНЕСКО в РБ существует. О том, как столь уникальный проект появился в России, мы узнали, побывав в Самаре.

Когда год назад молодой филолог Динара Бакирова перешагнула порог Самарского отделения фирмы «Французский альянс», его директор, Маржолен Ле Галло, подумала: эта девочка или сумасшедшая, или очень хороший человек. Остановившись на втором мнении, француженка с энтузиазмом подключилась к воплощению идеи привезти выставку своего знаменитого соотечественника на берега Волги.

— Не поверила поначалу сама себе, — с улыбкой признается сегодня Ле Галло, — я буду рядом с самим Артюсом Бертраном!

 
К тому времени масштабный проект фотомастера, прокомментированный как «Автопортрет нашей планеты», охватил пятнадцать крупнейших городов мира. Выставку с восторгом принимали в Париже, Лондоне, Стокгольме, Осло, Копенгагене, Мехико. В России о ней мечтают Санкт-Петербург и Москва. Но, поскольку удовольствие это дорогое и в организационном плане далеко не простое, первопроходцами выступили волжане.

— Когда я увидела выставку «Земля: вид с небес» в Копенгагене, — вспоминает жительница Самары Динара Бакирова, — то буквально заболела ею. Жалела, что рядом нет моих земляков. Привезти выставку в мой родной город помог датский бизнесмен Хенрик Хольтен Хансен. У него был выбор: купить три новых «Мерседеса» или подарить россиянам, в том числе и детям, радость общения с прекрасным. В результате, по оценке французских специалистов и самого Артюса Бертрана, так красиво, эффектно выставка не смотрелась еще ни в одном городе мира.

Но легко было захотеть привезти выставку в Россию. О том, с какими трудностями столкнулись организаторы, взявшись за дело год назад, можно написать книгу. Чиновники боялись иметь делос энтузиастами: о знаменитой выставке до того и слышать не слышали, сомневались — не афера ли это какая? Да и процесс подготовки был слишком трудоемким. Непременным условием проекта является круглосуточная, бесплатная демонстрация выставки под открытым небом. Над каждой новой экспозицией, в каком бы уголке земного шара ни затевался показ, работает всегда один и тот же архитектор — француз Франк Минт. Обычно выбирается удобная площадь, на которой устанавливаются специально отлитые под каждую работу бетонные стенды. (Стоит заметить, что в Самаре таких стендов было установлено около 130). Располагаются они полукругом и составляют в итоге единое полотно — картину нашей планеты, о которой сам Янн Артюс Бертран сказал так: «Наша земля — это искусство. Фотограф — всего лишь свидетель». Причем свидетель, не только воспевающий красоту земли, но зачастую отражающий ее боль и несчастья. Известный мастер приглашает посмотреть всех нас на состояние планеты в начале нового тысячелетия. Работы Бертрана будут включены в образовательную программу ЮНЕСКО для изучения в школах — так наглядно наша земля не была представлена еще ни одним учебником (к каждой фотографии сделан комментарий с указанием конкретных координат — каждый, при желании, может попасть в означенную точку планеты. Над текстами к снимкам, которые поначалу писала жена фотохудожника Анна, сегодня работает целый штат научных работников). Обязательным элементом каждой новой экспозиции является огромная (двести квадратных метров!) карта мира с отмеченными объектами съемок. Ребятишки в ходе выставки по ней буквально ползают — настолько ярок и в то же время познавателен этот экспонат в виде ламинированного ковра.

— Большое значение придается свету, — подчеркивают Динара и Маржолен. — Ночью благодаря электричеству масштабные полотна фотографий оживают буквально на глазах. Будто действие показывают по гигантскому телевизору. Тут помощь оказали самарские спонсоры (как, кстати, и с охраной, и с размещением офиса выставки в лучшей гостинице города).

Стоит подчеркнуть, что в этом вопросе авторы проекта очень разборчивы. Участвовать в осуществлении проекта могут лишь «экологически чистые деньги», — то есть никаких производителей спиртного, сигарет и тому подобных разрушителей живого. В России, к сожалению, пока нет культуры меценатства. На Западе желающие вложить деньги в такие грандиозные акции обычно выстраиваются в очередь, и автору остается только выбирать. Так, например, среди СМИ, освещающих работу выставок, приоритет имеет компания Би-би-си, журналисты которой сопровождают Артюса Бертрана в крупных поездках. Если учесть, что фотохудожник ни минуты не проводит без дела, а по миру «летает как птица, и его невозможно поймать», то угнаться за ним по плечу лишь действительно сильным мира сего.

Так кто же он, романтик, а вернее, художник Земли? Более тридцати лет Янн Артюс Бертран провел в небе как пилот аэростата. Профессионально же увлекся съемками десять лет назад, отправившись с женой в Кению наблюдать за жизнью львов.

— Часто говорят, — замечает Артюс Бертран, — что мои работы похожи на живописные полотна. Но в этом не моя заслуга — такова Земля. Я могу свидетельствовать это, побывав более чем в 100 странах мира. Не перестаю удивляться, как человек умеет приспосабливаться к любым условиям обитания. И как губительно влияет на окружающую среду. Самая яркая иллюстрация в этом плане — экологическая катастрофа на Аральском море: люди буквально вычерпали его для полива хлопковых полей. Теперь в пустыне, как памятники варварству «царя природы», стоят заброшенные корабли…

Съемки даются мастеру нелегко. Некоторые расценивают желание снимать в тех или иных местах как шпионаж — приходится добиваться специальных разрешений. Большую роль играют метеоусловия — благоприятной погоды порой приходится ждать неделями. Не всегда реально найти самолет, вертолет — в иных странах о таких средствах передвижения еще и не слышали. Приходится тщательно готовить аппаратуру, продумывать детали — на айсберг в Антарктике, например, спускали на тросах ассистента: фигурка человека обозначила масштаб снимаемого объекта. На снимках Бертрана такой «мерный» значок присутствует всегда — кораблик, домик, пингвин, деревце…

Жители Самары оценили сделанный им этим летом подарок сполна. На сорокалетие Хенрика Хольтена Хансена, которое он пышно отметил на волжском берегу среди экспонатов профинансированной им выставки, собрался весь город. Побывали там гости и из соседних областей, в том числе из Уфы. Представители Комитета по делам ЮНЕСКО в РБ привезли с собой целую делегацию: учащихся школ, художников, башкирских фотомастеров.

— До того как подобная выставка откроется в республике, хотелось просто «воспользоваться моментом» и показать этот уникальный проект землякам, — говорит представитель Комитета по делам ЮНЕСКО в РБ Ш. Г. Тутаев. — Задача нашей организации и состоит в том, чтобы собрать все лучшее, что есть в мире, в единое целое и донести до человека.

Мнение Шавката Галеевича разделила и побывавшая на выставке председатель Курултая башкир Самары Минзия Равиловна Хатыпова.

— Возрождение своей собственной культуры невозможно без приобщения к мировым ценностям. Особенно такие параллели необходимы молодым — они должны хорошо ориентироваться, в какой системе координат им предстоит жить.

И еще маленькая подробность: без нее картина, впервые представленная в нашей стране владельцем огромной империи под названием «Земля: вид с небес» Янном Артюсом Бертраном, была бы неполной, как без той детали, которой художник оживотворяет каждое свое полотно. В одной из пяти книг отзывов, заполненных зрителями за время выставки, встретилась такая запись: «Я хотел покончить с собой, хотел утонуть — ходил по берегу Волги в поисках последнего пристанища. Случайно попал на этот вернисаж и подумал: а зачем умирать? Я больше не хочу покидать этот прекрасный мир!».

Галина КАРПУСЬ.

Уфа — Самара — Уфа.

Весь материал читать по ссылке bashkortostan.km.ru/magazin/view.asp?id=A41291F485534ECA843394FF13DFB293&search=%F1%E0%EC%E0%F0%E0