Самара сегодня >> Cамара-городок >> Что нужно Лондону, то рано для Москвы. Правовой ЛИКБЕЗ


ВСЕМИРНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И ДЕМОКРАТИИ

Утвержден международным конгрессом по обучению правам человека и демократии (Монреаль, Канада, 8-11 марта 1993 г.)
Введение
Кто?
Всемирный план действий адресован:
отдельным лицам, семьям, группам и сообществам, работникам образования, учебным учреждениям и их органам, студентам, молодежи, средствам массовой информации, союзам, общественным движениям, политическим партиям, парламентариям, общественным деятелям, национальным и международным неправительственным организациям, всем многосторонним и межправительственным организациям, ООН, в частности его Центру по правам человека, специализированным организациям системы Объединенных Наций, в частности ЮНЕСКО и государствам.
Сторонники этого плана принадлежат ко всем слоям общества. Он адресован как жертвам нарушений прав человека и защитникам прав человека и демократии, так и тем, кто принимает решения. Этот план не является всеобъемлющей стратегией для официального и неофициального обучения. Он скорее является структурой деятельности, которая будет разработана и выполнена различными участниками. Эти участники являются более квалифицированными для регулирования и осуществления плана в соответствии со своими приоритетами, ресурсами и частными обстоятельствами. Поэтому план будет зависеть от всех участников, включая простых работников образования в сельской местности, лагерях беженцев и военных зонах по всему миру. План предполагает обучение в его широком смысле, среди всех возрастов, полов, классов, этнических групп, национальностей, религиозных и языковых групп и во всех секторах общества. Он предполагает глобальный взгляд на образование, через стратегии обучения формальном и неформальном образования и включает общее образование и обучение взрослых, обучение в семье, внешкольное обучение молодежи, обучение специализированных групп и обучение в трудных ситуациях.


Что?
Этот план действий призывает к глобальной мобилизации энергии и ресурсов, начиная с семьи и заканчивая ООН, для обучения отдельных лиц и групп правам человека таким образом, что изменится поведение, ведущее к отрицанию прав, все права будут уважаться, и гражданское общество будет трансформировано в доступную для всех и мирную модель. Изучение является не конечной целью, а скорее средством исключения нарушений прав человека и построения культуры мира, основанной на демократии, развитии, терпимости и взаимном уважении.
План основывается на международных правах человека и гуманитарном праве. В этом плане права человека рассматриваются как универсальные и неделимые. Как упреждающая стратегия этот План основан, кроме всего, на "Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитания в духе уважения прав человека и основных свобод" и рекомендаций, вытекающих из Международного Конгресса ЮНЕСКО по обучению правам человека в Вене в 1978 году, Международного Конгресса ЮНЕСКО по обучению правам человека, информации и документации на Мальте в 1987 году и Международного Форума по обучению демократии в Тунисе в декабре 1992 года. План рассматривает права человека в их наиболее широком смысле, включая наряду с другим обучение терпимости и благосклонного отношения к другим, солидарности, активной гражданской позиции и важности построения взаимоуважения и взаимопонимания.
Почему?
Контекст Плана действий должен рассматриваться в свете тревоги и крайней необходимости. Конечно, холодная война подошла к концу, стены пали и некоторые диктаторы свергнуты. Однако в последнее десятилетие ХХ века мы вновь стали свидетелями наиболее серьезных нарушений прав человека, вызванных ростом национализма, расизма, ксенофобии, неравноправием полов и религиозной нетерпимостью.
Эти проявления привели к наиболее отвратительным формам этнической чистки, включая систематическое изнасилование женщин, эксплуатацию, пренебрежительное и жестокое обращение с детьми, насилие в отношении иностранцев, беженцев, перемещенных лиц, меньшинств, коренных народов и других уязвимых групп.
Несмотря на распад авторитарных режимов и формирование появляющихся демократий по всему миру в последние годы, появились также новые формы автократии. Тревожный рост расизма, различные формы экстремизма и религиозного фанатизма и опасной неустойчивости некоторых поставторитарных государств отмечаются в настоящее время. Не меньшим нарушением защиты прав человека являются угрозы, исходящие из деградации окружающей среды, из новых биомедицинских технологий и из бедствий, связанных с ВИЧ/СПИДом.
Обучение правам человека в меняющемся мире является целью данного Плана действий. Оно должно быть активным действенным, инновационным на всех уровнях гражданского общества. Рост национализма и нетерпимости, упомянутый выше, требует специальных и предупреждающих образовательных стратегий, направленных на предотвращение вспышек насильственных конфликтов и нарушений соответствующих прав человека. Растущие изменения не могут более считаться удовлетворительными. Обучение должно быть направлено на воспитание демократических ценностей, поддерживание импульсов к демократизации и повышение общественной трансформации, основанной на правах человека и демократии. План действий принимает во внимание развитие норм по правам человека и установление механизмов для продвижения и защиты прав человека на национальном, региональном и международном уровнях.
Ключевой вызов будущему – это повышение универсальности прав человека посредством укоренения этих прав в различных культурных традициях. Эффективное осуществление прав человека зависит также от степени ответственности отдельных лиц по отношению к сообществу.
Когда?
Всемирный план действий должен быть начат немедленно, работая на специфические измеримые цели в рамках графика, положенного в основу плана участниками.
Пятидесятилетие ООН в 1995 году и Всеобщей декларации прав человека в 1998 году может быть главным пунктом деятельности, программ и проектов в обучения правам человека и поводом для их оценки и распространения. Ряд мероприятий для обмена опытом и показа результатов должен быть организован, начиная с местного уровня, и до глобального уровня включительно. Такой обмен и оценка должны быть предметом общего обзора к концу десятилетия для планирования происходящих действий и программ в ХХI веке.
Как?
Для того, чтобы этот План был успешным, необходимо активное участие отдельных государств, где это возможно. Государство должно взять на себя определение целей обучения правам человека и создание компетентных правительственных структур и учреждений. Государство должно обеспечить финансирование для инициатив, которые порождаются в государственных масштабах. Обязательства государств по обучением правам человека свидетельствуют о политической воле к построению устойчивого демократического общества. Качество обучения правам человека является само по себе проявлением такой воли сегодня и на будущее. Инициативы государств в этой области обеспечивают основу для оценки. В этом контексте для государств важно присоединиться ко всеми инструментам по правам человека.
Система ООН, в частности ЮНЕСКО и Центр ООН по правам человека, и ряд правительственных и международных правительственных и неправительственных организаций уже начали работать в области обучения правам человека и демократии. Эта работа должна считаться важной частью реализации Плана, как отправной точкой, так и источником идей, материалов, опыта и понимания, и она должна быть более интенсивной. В частности, большое внимание должно быть уделено проектам обучению правам человека и демократии в рамках программы ООН по консультативным услугам и технической помощи в области прав человека. В этом контексте План мог бы дать систему для улучшенной координации программ по обучению правам человека и демократии.
Предлагаются семь следующих основных стратегий:
1. Развитие и распространение ЮНЕСКО стандартных форм планирования, выполнения и оценки Плана. Это будет помогать правительственным и неправительственным организациям в проектировании, координации и проверке различных программ, проектов и действий для достижения целей Всемирного Плана действий. ЮНЕСКО будет вести учет всех инициатив, предпринятых в этих рамках участниками;
2. Развитие активных национальных, региональных и международных сетей для производства материалов, планов и программ, а также для обмена методами и материалами и развития "лучших практических" подходов;
3. Доступ к современной информации и документации и доступность практических и недорогих учебных материалов;
4. Проведение региональных и глобальных конференций;
5. Укрепление Добровольного Фонда Объединенных Наций по консультационным услугам и технической помощи в области прав человека и Добровольного Фонда ЮНЕСКО по развитию знаний по правам человека через образование и информацию так, что они смогут лучше поддерживать обучение правам человека, информационные и документационные проекты во всемирном масштабе, включая неправительственные организации, а также поддержка финансирования таких проектов другими общественными и частными финансовыми организациями и источниками;
6. Особое значение должно придаваться праву на образование и в частности обучению правам человека Комиссией ООН по правам человека и его мониторинговыми механизмами, региональными комиссиями по правам человека, а также экспертными органами, ведающим международными договорами по правам человека и в частности Комитету по правам ребенка;
7. Следующий комитет, который будет учрежден ЮНЕСКО, при консультации с Центром ООН по правам человека, будет распространять План, получать соответствующие сообщения и наблюдать за воплощением Плана.
План обращает внимание на то, что обучение направлено на заключение в себе концепций о том, что знание должно вести к действию, что должен быть предоставлен доступ к знаниям, что обучение – это процесс с активным участием и что учащийся также является учителем и наоборот. Методология обучения правам человека и демократии должна уважать права учащегося и должна быть демократична в своей организации и функционировании.
Этот план призывает к методам, которые достигнут широкого ряда лиц наиболее эффективно, также как использование средств массовой информации, обучение преподавателей, мобилизация народных движений и возможность создания всемирной теле– и радиосети под эгидой Объединенных Наций. Цели
План стремится к тому, чтобы:
1. сделать доступной информацию о нормах и инструментах по правам человека, а также прибегать к помощи процедур и механизмов против насилия на национальном, региональном и международном уровнях. Специальные усилия должны быть сделаны для того, чтобы эта информация дошла до молодежи;
2. помогать учащимся понимать связи между экономическими условиями и доступом к правам и помогать работникам образования поддерживать стратегии на изменение, которые являются ненасильственными и демократичными;
3. повышать знания преподавателей во всех секторах и на всех уровнях о пользе сотрудничества и координации через сеть и помогать им в построении сетей обучения правам человека;
4. помогать правительствам и международному сообществу обеспечивать и поощрять культуру мира, основанную на правах человека;
5. расширять знания о национальных, региональных и международных инструментах, которые гарантируют права человека.
Главные направления действий
Основной целью Плана является создание культуры прав человека и развитие демократических обществ, которые позволяют отдельным лицам и группам решать свои споры и конфликты с помощью ненасильственных методов.
Задача сделать обучение правам человека и демократии эффективным и всесторонним во всем мире потребует:
1. идентификации наиболее подходящих целевых групп для того, чтобы обеспечить быстрое и эффективное внедрение;
2. сосредоточия на образовательной поддержке там, где это более необходимо и наиболее явно, что эти проекты подходят потенциальным пользователям;
3. поддержки и развития инициатив, которые мобилизуют людей и которые используют инновационную методологию;
4. понимания процесса обучения правам человека с участием целевых групп как освоение демократии. Это может быть сделано с помощью применения принципа равенства и развития учебных контекстов и программ в ответ на реальные нужды людей. Образовательные процессы и методологии должны быть моделями для решения задач, которые план должен достичь в обществе в целом. Необходимым является также, чтобы учебные программы включали подходы, которые помогают людям понять и проанализировать свои отношения как с властью, так и со стилями руководства и злоупотреблениями;
5. развития педагогических исследований в различных аспектах обучения правам человека и демократии, особенно принимая во внимание современные изменения;
6. систематического пересмотра школьных учебников с точки зрения исключения ксенофобии, расистских, половых и других стереотипов;
7. построения практических отношений или сетей между отдельными лицами, работниками образования, группами и учреждениями в частности через встречи и двустороннее и многостороннее сотрудничество;
8. усиления обязательства для определения и увеличения ресурсов для обучения правам человека и демократии на национальном, региональном и международном уровнях. Необходимо, чтобы это не препятствовало действию неправительственных организаций;
9. особое внимание должно быть уделено разработке эффективных по стоимости и поддерживаемых образовательных программ;
10. глобальное обязательство увеличить ресурсы для обучения правам человека и демократии, а также средства предназначенные для развитии проектов в этих целях.
Уровни работы
Нужно выделить следующие уровни работы:
Обучение правам человека и демократии в программе на всех уровнях школьной системы.
Цель: Построить интегральную и на широкой основе программу, которая и пропитывает предметные дисциплины, и преподается как отдельный предмет, так что обучение правам человека и демократии связано с основным образованием личности. Тема прав, ответственности и демократических процессов должна также быть вплетена во все или почти все изучаемые темы и включаться в ценности, на которые направлена школьная жизнь и процесс социализации.
Нужно выделить:
I. дошкольное;
II. начальное;
III. среднее и профессиональное обучение;
IV. обучение в колледжах и университетах;
V. обучение учителей;
VI. учительские организации и союзы;
VII. школьные органы и другие уровни управления образованием;
VIII. организации родителей.
Обучение по правам человека и демократии вне сферы формального образования
Цели: Вовлечь группы взрослых и молодежи, включая учащихся школ, во внешкольное обучение, через их семьи, их профессиональные общества, на рабочих местах, учреждения, группировки и т.п. Программы будут направлены на расширение знаний отдельных лиц, как в формальных, так и неформальных группах, об их правах и ответственности и об их полном участии в делах общества. Особое внимание будет уделяться женщинам, независимо от их настоящего уровня участия в общественной жизни.
Для достижения этой цели обучение правам человека и демократии будет проводиться в специфических условиях и будет сосредотачиваться на определенных группах, включая:
i. место работы
ii. профессиональные организации
iii. религиозные и культурные организации
iv. молодежь, включая досуговые и спортивные клубы
v. клубы, центры и ассоциации ЮНЕСКО
vi. группы, которые недостаточно участвуют в общественной жизни (например, люди, которые живут в сельских или отдаленных районах)
vii. группы работающие специально в области грамотности, консультаций и содействия населению, живущему в нищете
viii. службы безопасности, армию, работников полиции и тюрем и т.п.
ix. общественных деятелей и тех, кто принимает решения x. судей, юристов и других людей, работающих в сфере правосудия
xi. работников средств информации
xii. врачей, специалистов здравоохранения и ученых, включая участвующих в биологических исследованиях.
Обучение по правам человека и демократии в особых условиях и трудных ситуациях.
Цель: Направлять усилия на обеспечение подходящей информации и образования людям в трудных ситуациях, когда их права подвергаются опасности.
Кроме указанных выше целей (1) и (2) внимание должно уделяться как уязвимым группам, так и потенциальным и реальным нарушителям с точки зрения предотвращения злоупотребления, и защиты жертв. Уровень вмешательства для этого обучения и защиты будет зависеть от:
А. Типа ситуации, таких как:
1. вооруженные конфликты как международного, так и немеждународного характера;
2. международная напряженность, беспорядки, восстания и чрезвычайное положение;
3. периоды перехода от диктатуры к демократии или угрозы демократии
4. иностранная оккупация
5. стихийные бедствия
В. Потребности специфических групп, таких как:
1. женщины
2. дети
3. коренные народы
4. беженцы и перемещенные лица
5. политические заключенные
6. меньшинства
7. рабочие–мигранты
8. лица с физическими недостатками
9. люди, пораженные ВИЧ-инфекцией и СПИДом.
Нужно отметить, что одобрение проекта декларации Объединенных Наций, относительно прав и ответственности отдельных лиц и органов общества для содействия и защиты прав человека, было бы главным вкладом в осуществление этого аспекта Плана.
Исследования, информация и документация
При понимании существенной роли исследований, информации и документации в деле осуществления Плана действий и Всемирной информационной кампании по правам человека ООН, главное усилие должно быть направлено на разнообразие информационных источников, документации и учебных материалов, нацеленных на удовлетворение практических нужд обучения на различных уровнях и для различной аудитории. Это равносильно важно для усиления существующих национальных, региональных и международных информационных сетей, для помощи в построении новых сетей, где это необходимо, а также для поддержки создания местных центров документации и информации., где собираются подходящие материалы и развиваются навыки в сборе информации и документации. Это осуществляется посредством:
i. недорогого и легкого доступа к современной информации;
ii. простых компьютерных и поисковых систем;
iii. определения, создания и усиления национальных, региональных и международных исследовательских центров и центров информации по правам человека;
iv. поощрения обмена информацией – юг/юг, восток/запад и север/юг – служащего как работникам образования, так и документалистам по правам человека и координируемого неправительственной организацией, активно работающей в области информации;
v. защиты и обеспечения безопасности информации, собранной миссиями по получению фактов, проектами по обучению правам человека и т.п.
vi. развития средств оповещения о правах человека, отличных от печатного материала, которые будут включать аудио-визуальные средства, слайды, музыку, игры, игрушки и другие формы, предназначенные для неграмотных людей и детей. Должны быть найдены средства для обеспечения доступности таких материалов на местных языках;
vii. поддержка исследований, основанных на глобальном взгляде на права человека, учитывающим взаимозависимость между правами человека, развитием, демократией и окружающей средой.
Особенно важна роль ЮНЕСКО в повышении качества публикаций в области обучения правам человека и для лучшего использования и распространения информации, документации и материалов. Кроме того, такая деятельность потребует усиления инфраструктуры ЮНЕСКО и тесного сотрудничества с другими документационными и информационными центрами, включая те, которые входят в систему Объединенных Наций.
Препятствия, которые необходимо преодолеть
В частности, нужно отметить, что успех Плана зависит от понимания того, что планирование на всех уровнях должно сопоставляться с таким проблемами, как:
i. отсутствие политической воли определенных партнеров;
ii. опасность обострения процесса как в международном масштабе, так и внутри страны;
iii. отсутствие целевых групп вовлеченных в развитие и использование материала, процессов и политик;
iv. возможное использование несоответствующих методологий;
v. отсутствие подготовки у многих участников;
vi. недостаток координации и сотрудничества между национальным, региональным и интернациональным уровнем;
vii. встречающаяся тенденция свести обучение правам человека к юридической профессии
viii. отсутствие междисциплинарного подхода;
ix. сопротивление изменению, обусловленному новыми отношениями, основанными на правах человека.
Заключение
Всемирный план действий по обучению правам человека и демократии будет решать проблему перевода прав человека, демократии и концепций мира, поддерживаемого развития и международной солидарности в социальные нормы и поведение. Это вызов для человечества: построить мирный, демократический процветающий и справедливый мир. Для ответа на этот вызов необходимо постоянное активное обучение и изучение.
Имеется надежда, что этот План действий будет приводиться в исполнение целыми народами, отдельными лицами, группами, всеми органами общества и международным сообществом в целом, для обеспечения его полного успеха на благо настоящего и будущих поколений.

Весь материал читать по ссылке www.mshr.ru/docs/wrldplan.htm