Самара сегодня >> Cамара-городок >> О Самаре в прессе
(с 2001 г.)


2002. Экономика региона - в этой рубрике сегодня - о судьбе трех российских заводов, ведущих - некогда - производителях - пассажирских лайнеров: в Ульяновске, Самаре и Воронеже.

19.04.02
Самарское акционерное общество "Международная авиационная корпорация" более известно как "Авиакор". Производство самолетов в Самаре началось в 1941-ом году - после того, как в Куйбышев была эвакуирована часть цехов Воронежского авиазавода. Пассажирские лайнеры здесь начали выпускать с середины 50-х годов - в том числе Ту-114 и Ту-154.

Наибольшую известность получил Ту-154М. С 1984 по 2001 год завод выпустил более тысячи лайнеров этой модели. Именно производство Ту-154М обеспечивало финансовую стабильность предприятия: в одном лишь 1988 году на "Авиакоре" было собрано более ста самолетов этой модели.

 
После распада СССР самарский авиазавод оказался на грани банкротства: компания "Аэрофлот" - основной заказчик самолетов ТУ-154М, из-за нехватки средств уже не могла позволить себе закупать новые лайнеры. Для появившихся в начале 90-х годов многочисленных частных российских авиакомпаний, ТУ-154М стоимостью в 6 миллионов долларов также оказался слишком дорогим. На заводе, оставшемся без заказов, чередой шли акции протеста рабочих, месяцами не получавших зарплату.

С 1993 по 1998 год главным источником существования самарского авиазавода был ремонт лайнеров Ту-154М по заявкам частных авиакомпаний. Ежегодно на заводе ремонтировали 10-15 лайнеров. Заработанных на этом денег хватало лишь на зарплату рабочим.

В мае 1999 года 51% акций самарского авиазавода, их контрольный пакет, приобрела компания "Авиаресурс-Холдинг ", входящая в состав промышленной группы "Сибирский алюминий". Позже этот пакет был расширен, и сегодня компании "Авиаресурс-Холдинг" принадлежат уже 82% акций Самарского авиазавода. С приходом нового акционера, на "Авиакоре" был прекращен выпуск самолетов Ту-154М, и завод стал зарабатывать на капремонте и модернизации лайнера Ту-154, поскольку эта модель считается более устаревшей. Те не менее, в сборочных цехах "Авиакора" до сих пор находятся 5 новых самолетов Ту-154М, построенных по заказу правительства Казахстана еще в 1999 году. У казахской стороны просто нет средств, чтобы выкупить готовые самолеты, каждый из которых стоит теперь 15 миллионов долларов.

Генеральный директор "Авиакора" Виктор Петрищев считает наиболее перспективным направлением производство новых моделей именно российских пассажирских самолетов. Часть проектов завода вошла в Федеральную программу развития гражданской авиационной техники. Согласно этой программе, "Авиакор" примет участие в производстве комплектующих для самолетов Ту-324, Ту-354, Ту-330. Эти модели должны прийти на смену лайнерам Ту-134 и ТУ-154М.

В рамках той же программы "Авиакор" в прошлом году начал производство серии из пяти самолетов Ан-140. Это - пассажирский лайнер, рассчитанный на 52 пассажира, который на заводе называют "самолет-автобус", в ближайшем будущем должен заменить на российских авиалиниях хорошо известный лайнер Як-40. По словам заместителя директора по маркетингу и продажам АО "Авиакор" Сергея Грачева, первый Ан-140 может быть собран уже в конце нынешнего года, однако пока на самолет нет конкретного покупателя. Сейчас ведется разработка различных схем продаж лайнера в России, поскольку российские авиакомпании, в расчете на спрос которых завод и начал производство АН-140, не готовы платить за лайнер по 6-8 миллионов долларов. Для российских авиакомпаний, как говорят приезжающие на завод их представители, сегодня экономичнее ремонтировать авиапарк действующих Як-40, нежели покупать новые самолеты.

Несмотря на отсутствие спроса в России, на "Авиакоре" убеждены, что Ан-140 ждет успех на международном рынке, поскольку, как заявляют руководители "Авиакора", самолеты вместимостью 40-50 пассажиров зарубежные авиакомпании массово не выпускают.

В то же время заниматься производством лайнеров в кооперации с западными авиаконцернами самарские самолетостроители не спешат, отдавая приоритет выполнению заказов в рамках федеральных проектов, реализуемых при поддержке правительства России.

Средний размер зарплаты на заводе сегодня - 150 долларов, что значительно выше, чем на других промышленных предприятиях самарской области.

Финансово-промышленная группа "Сибирский алюминий" в этом году намерена - с помощью компании "Авиаресурс-Холдинг" - инвестировать в производство на "Авиакоре" около 7 миллионов долларов. Кроме того, администрация Самарской области готовит проект программы развития самолетостроения в регионе, в котором, в частности, планируются налоговые льготы "Авиакору".

Сергей Хазов

Весь материал читать по ссылке www.svoboda.org/programs/bm/2002/bm.041902.asp