Самара сегодня >> Cамара-городок >> Культура, искусство. Литература


Performans: Представление. Самара

Опубликовано в журнале:
«Знамя» 2002, №2

Галина Ермошина
“Думаю, настоящие самарцы людям с крепкими нервами и правилами кажутся странными. Вроде бы как без царя в голове. Нет у них ничего святого. Может, отчасти это и так, но что поделаешь. Очень давно в их душах поселился эдакий антиснобизм. Разумеется, Самара не могла нравиться Пешкову, и он костерил ее почем зря. Еще бы, ведь этот город словно насмехался над его душой, рвущейся к высоким идеалам... Но все же почему антиснобизм? Откуда? Кто его знает. Самарская Лука словно обозначила место, где обязательно должен был встать город. И он встал. Но земля эта оказалась какой-то особенной. Какой-то очень уж отделенной от остальной Волги. Самоинтересность, само-увлеченность, самодостаточность — вот что родилось здесь” (Борис Свойский).

 
Самара — город преимущественно индустриальный. Провинциальный. То есть спокойный и доброжелательный. При том, что в Самаре живут более 40 национальностей, конфликтов на национальной почве здесь не наблюдалось. Город, погруженный в себя, медленный и просторный. Молодой, если сравнивать с Владимиром или Новгородом. С большой литературой связан именами Аксенова (“Корабль мира “Василий Чапаев”), Ильфа и Петрова (мечтания отца Федора о свечном заводике в Самаре). В разные времена здесь бывали Федор Шаляпин (впервые — в качестве грузчика), двое из Толстых (Лев и Алексей Николаевич), Максим Горький и Владимир Маяковский, ну, и Владимир Ульянов, как водится. Славится Самара своей модерновой архитектурой и вполне добротным драмтеатром. А также постоянным стремлением отдельных ее жителей встряхнуть спокойствие и самодостаточность привычного жития. Одним из таких всплесков стал выпуск в Самаре в середине девяностых годов двадцатого века вестника современной литературы “Цирк „Олимп””, просуществовавшего больше четырех лет, непонятно на какие средства издававшегося и державшегося, главным образом, на энтузиазме Сергея Лейбграда, редактора и автора в одном лице.

Второй попыткой вывести Самару за пределы большой провинциальности становится издание журнала “Performance”. “Журнал “Performance” возник на почве воспоминаний об очередях у газетных киосков, когда можно было за символическую плату купить литературно-художественные и публицистические издания, освещающие вопросы культуры и искусства. Свалившаяся на нас свобода обернулась почти полным исчезновением “толстых” журналов, не вписавшихся в рыночные отношения и уступивших пальму первенства самоуверенным, ослепительно глянцевым собратьям — одноклеточным глашатаям успеха. Почти осязаемым стало нарастание пустоты, как будто некая черная дыра растеклась во времени и пространстве. Чем этот чернильный провал отзовется в будущем, можно только догадываться. И винить нам в том, похоже, некого, кроме самих себя...” (Татьяна Самойлова).

Весь материал читать по ссылке magazines.russ.ru/znamia/2002/2/erm.html