Самара сегодня >> Cамара-городок >> О Самаре - сами самарцы


Эх, самарские дороги – все четыре колеса!

18.07.2003
Эммануил НЕКАНТ

Поводом для написания этого комментария послужила история из нашей самарской жизни, прочитанная мной 16 июля в конференции kraft.vehicles. Приведу ее дословно, лишь немного поправив грамматику автора сообщения…

"Около часа назад наблюдал такую картину: на перекрестке Авроры - Антонова-Овсеенко, где автосервис, джип Мерседес подрезал трамвай, и остановился на перекрестке. Водитель трамвая (старенький мужичок такой) недолго думая, выбегает, и со всей своей старческой силы пинает джип... Из джипа тут же выбегают четверо братков, старичок-водитель обратно в трамвай побежал. Но, конечно, братков это не смутило. Они - за ним, надавали ему как следует, еще и камнем в трамвай кинули! Жаль старичка! Долго отходил…"

 
Вот такая история. Безрадостная, надо сказать. Безусловно, Городская ГАИ во главе с Игорем Рудаковым немало делает для повышения культуры водителей. Но как бороться с хамством? Потрясает и гражданская позиция моих земляков. Неужели ни у кого из пассажиров трамвая не было сотовых телефонов? Наверняка: были, и не один. Так что же: трудно было позвонить 02 и вызвать милицию, чтобы остановить распоясавшуюся братву? Сам был свидетелем, как в Петербурге в подобной ситуации кто-то позвонил в милицию, и прибывший через 5 минут на место происшествия наряд вмиг утихомирил разошедшихся аборигенов из внедорожника, подрезавшего трамвай. У нас, конечно, не Северная Пальмира…
Часто приходится наблюдать и за другими "традициями" самарских водителей. Нередко счастливые владельцы иномарок и отечественных авто на ходу выбрасывают из окон машины пустые сигаретные пачки, бутылки, пластиковые стаканчики. Все это попадает на проезжую часть. Никто из таких горе-водителей не задумывается, что подобное поведение не только некультурно, но и опасно. Потому как может привести к серьезной аварии, если, к примеру, стеклянная бутылка из под "Жигулевского" попадет под колеса следом идущей машины.
О взаимовежливости водителей вообще говорить не приходится. Случилось прошлым летом поездить на "шестерке" по самарским дорогам. Водитель я неопытный, и прикрепил на заднее стекло букву "У". Чтобы знали, что за рулем – "чайник". За две недели, что я был за рулем, меня оббибикали несчетное число раз. Нервы сдали. Без валокордина я уже не садился за руль. Процесс вождения опротивел. Тогда решился на отчаянный шаг: попросил проехать со мной инструктора, что обучал меня вождению. Вдруг, я взаправду такой "чайник", что не могу нормально водить машину? Инструктор, прокатившись со мной, изрек: "да нет, ездишь вполне профессионально. Даже – слишком профессионально: точно по правилам. А то, что тебе бибикают - так это придурки, которые сами ездить толком не умеют. Видят твой знак "У", вот и давят психологически. Сними этот знак и попробуй проехаться. Сам увидишь – бибикать тебе перестанут!"
И, чтобы вы думали? Свершилось чудо! Действительно: стоило убрать с заднего стекла треугольник "У", как мне перестали сигналить! И подрезать стали меньше!
Еще одно наблюдение: больше всего наглости и борзости на дороге проявляют молодые водители "десяток" и "восьмерок". Особенно опасно встреча с такими лихими водилами на кольцевых развязках и перекрестках. Могут начать поворот, не включив поворотник, могут резко затормозить, могут подрезать, резко перестроившись в левый ряд. Да много чего они могут – безбашенные водители, уверенные в своей безнаказанности!
Сколько раз, пользуясь городским общественным транспортом, замечал, на каких нервах работают его водители! Им, везущих людей, приходится быть в постоянном напряжении, когда их то и дело подрезают автолихачи. Нередко во время таких маневров водители троллейбусов и автобусов вынуждены, чтобы не допустить аварии, применять экстренное торможение. Лихачи отыгрываются на пассажирах, которые получают синяки и ссадины, ударяясь о сиденья и поручни, в резко затормозившем троллейбусе-автобусе. Однажды толпа пассажиров троллейбуса выскочила после такого резкого торможения, и, обступив "десятку" лихача, хотела устроить над ним самосуд. Это, конечно, нецивилизованно. Но можно ли прощать бесшабашность и лихачество на дороге? Что хотят доказать окружающим лихие ковбои, со свистом стартующие на зеленый свет, устраивающие ночные гонки по самарским улицам, поставив на глушители своих четырехколесных экипажей громогласные свистки?
Один из таких "гонщиков" признался мне, что обожает риск и скорость. Себя он считает суперпрофессиональным водителем, хотя за рулем подаренным папашей "десятки" ездит всего пару месяцев. Но – как ездит! До скрежета тормозов, до паленой резины, с резкими разворотами на 180 градусов. Музыка играет в салоне его машины с такой громкостью, что впору чертей пугать!
Высочайший профессионал автоспорта Эрнест Цыганков однажды сказал: "грамотный водитель должен трезво оценивать ситуацию, трезво оценивая ситуацию на дороге. Дорога не прощает небрежности и лихачества. Нужно уважать других водителей. Дилетанту, мнящему себя Шумахером только потому, что он сидит за рулем переднеприводной машины, опасно доверять руль!"
Тем не менее, лихачество на городских дорогах продолжается. ГАИ регулярно публикует печальную статистику о погибших в результате ДТП водителях. Большинство из них: молодежь. Ничего не хочу сказать плохого об автолюбителях. Например: уважение у меня вызывают автомобилисты, на машинах которых на заднем стекле можно увидеть знак @.. Это – отличительный знак самарских автолюбителей, часто бывающих в сети интернет. То ли интернет воспитывает культуру, то ли сами "собачники" (так они себя называют) люди изначально воспитанные, но хамства на дороге с их стороны не встретишь. Это радует и наводит на оптимистичный взгляд в будущее.
А лихачам хочется рассказать старый анекдот. "Браток" на "восьмерке" врезается в дорожный столб. Машина – вдрызг. Выбравшись из груды металла, "браток" обращается к столбу: кореш, а ты не прав! В этот миг столб падает ему на голову.
Комментарии, как говорится, излишни!


Весь материал читать по ссылке news.samaratoday.ru/news.asp?y=2003&m=7&d=18&r=1&n=29649