Самара сегодня >> Cамара-городок >> Культура, искусство. Литература


Самарский Художественный Музей

История коллекции
Самарский областной художественный музей – один из крупнейших в Поволжье – в 1997 году отметил две юбилейные даты: 100-летие со дня основания коллекции и 60-летие со дня открытия музея. Перелистывая сегодня страницы его истории – как светлые, так и исполненные драматизма, – видим, что они неразрывно связаны с жизнью страны, нашего города и судьбами многих людей.

 
"Комитету по устройству Самарского городского музея. 23 апреля Выставка картин местных художников, устроенная в зале Городского музея, – закрылась. Зал приведен в порядок и все принадлежащее кружку художников убрано. От имени художников-экспонентов приношу благодарность Комитету по устройству музея за безвозмездное помещение и покорнейше буду просить принять в дар – в основу художественного отделения музея – несколько картин, которые по порядку пожертвований, поступления и приобретения будут записываться в книгу "Художественное отделение Самарского городского музея" и которая будет находиться при библиотеке. Дальнейшая работа по формированию симпатичного для меня художественного отделения, если Комитет найдет возможным и удобным, я желал бы принять на себя как инициатор, где я и постарался бы сделать всв возможное в этом направлейии. 1897-25 апр. Конс. Головкин Самара"
Это прошение было написано двадцатипятилетним самарским купцом, владельцем писчебумажного магазина, талантливым художником-пейзажистом и организатором местных художественных выставок Константином Павловичем Головкиным (1871-1925). С того времени 25 апреля (8 мая) 1897 года считается официальной датой основания художественной коллекции при Публичном музее.
Решение группы художников-энтузиастов не было спонтанным – на обложке каталога VI выставки картин самарских художников и фотографов 1897 года уже было напечатано: "Оставшаяся после выставки сумма будет употреблена на устройство художественного отделения при местном музее".
С предложением открыть при городском музее художественный отдел Головкин выступил несколько раньше – в самом начале 1897 года он обратился с письмом в городскую управу: "Сознавая великое значение подобньт выставок и устройства постоянных художественньт отделений при музеях, художники, по окончании выставки, ... жертвуют часть своих лучших произведений в дар музею, а затем берут на себя труд по мере сил пополнять его" '.
В основу вновь созданного отдела самарские художники Н.П.Осипов, И.Ф.Никонов и Н.Ф.Холявин передают свои произведения. Несколько работ дарит и К.П.Головкин: среди них "Подножье Жигулей", "Последний снег. Осокори" и "Серый день в лугах". Тогда же на средства Головкина, а также художников А.И.Синягина и И.Ф.Никонова были куплены для музея три картины первого учителя Константина Павловича – художника Николая Андреевича Храмцова – ("Амур", "Портрет В.А.Кокорева" и "Портрет отца художника" ).
Но, пожалуй, одним из первых поступлений следует все же считать портрет П.В.Алабина, написанный в октябре 1897 года академиком живописи А.Н. Новоскольцевым по заказу городского головы П.А.Арапова.
Петр Владимирович Алабин (1824-1896), стоявший у истоков музейного дела в Самаре, – человек весьма разносторонних интересов. Его жизнь и общественная деятельность достаточно хорошо изучены и освещены в печати – 1993 год в Самарской- области прошел как ' Год Алабина". Бывший кадровый военный и участник четырех войн, самарский городской голова (1884-1891), председатель губернской земской управы (1891-1892), краевед, нумизмат, писатель-историк, почетный гражданин трех городов – Вятки, Самары и Софии, он по духу своему был еще и неутомимым ученым-исследователем. Опыт создания музеев он приобрел еще до приезда в Самару: в 1866 году в Вятке по его инициативе открылся Публичный музей. В 1869 году он разработал и опубликовал проект Севастопольского музея, открытого в том же году и ставшего своеобразным памятником защитникам Севастополя.
Много сил и труда Петр Владимирович положил на создание Публичного музея в Самаре. Вопрос о нем решался довольно долго – с 1880 по 1886 год. Александровская публичная библиотека, при которой музей постепенно начал формироваться, с 1882 года находилась на втором этаже арендуемого дома купца Ю.Б.Христензена на Дворянской улице (совр. улица Куйбышева, 95). Тогда же начали ежегодно печататься отчеты: "Александровская публичная библиотека и устраиваемый при оной Зал императора Александра II. В 1886 году он был официально открыт как "Зал памяти царя-реформатора Александра II". С 1889 по 1914 год печатаются уже самостоятельные отчеты музея.
В августе 1896 года, через два месяца после смерти Алабина, библиотека и музей были переведены в приобретенное для них двухэтажное здание на Дворянской улице (ныне улица Куйбышева, 131) . Библиотека разместилась на первом этаже, а музей – на втором этаже и хорах.
Понимая, что вновь созданный отдел не может представлять только самарских художников, Головкин взял на себя большой труд: от имени городского головы П.А.Арапова в 1898 году им было разослано около 270 писем к известным художникам России с просьбой поддержать их начинание и прислать в дар музею свои произведения. Письмо художников из Самары в 1899 году было также опубликовано в журнале "Искусство и художественная промышленность".
Первыми откликнулись на просьбу самарцев выпускники Академии художеств, которые в 1898 году выслали свои дипломные картины: П.К.Вениг – "Прикованный Прометей"; А.А. Жаравова – "Федор Басманов с головой казненного Колычева у митрополита Филарета" и Е.И. Столица – "В июле" .
Ответом на письмо стало и поступление в 1898 году от М.В.Нестерова этюда к его картине "Юность преподобного Сергия". После показа на очередной ХХН1 выставке Товарищества передвижников А.К.Беггров в 1899 году прислал свою картину "Кронштадтская пристань". В.Н.Бакшеев в 1907 году подарил пейзаж "Среди природы" и небольшое полотно "Весною. На крыльце". К.Ф.Юон в 1909 году отправил в Самару вид Нижнего Новгорода под названием "Апрельское утро".
В дар музею новые полотна прислали и известные пейзажисты: С.Ю. Жуковский – "Первый снег (К сумеркам)" и "Пасмурный день" в 1909 году, а В.К. БялыницкийБируля "К весне" – в 1911 году.
Практика совместного участия в выставках самарских художников и местных коллекционеров тоже приносила свои плоды: например, весьма популярная картина Ф.А.Моллера "Поцелуй", принадлежавшая М.Н. Загуменновой, после выставки была подарена ею музею (1897). Иногда на них экспонировались произведения, уже принадлежащие музею. Так, на очередной 17-й выставке (1909), проходившей в помещении Публичного музея, впервые показывались приобретенные картины М.В.Боскина, Б.М.Кустодиева, отца и сына Перовых – Василия Григорьевича и Владимира Васильевича. В ней же участвовали и переданные в дар музею полотна Н.А.Розанова, С.Ю.Жуковского, С.И. Крамской- Юнкер, Ф.И.Рерберга и К.Ф.Юона.На содержание музея из кассы городской управы выдавались некоторые суммы: например, с 1904 по 1906 год – по 1288 рублей; в 1907-м она неожиданно увеличилась до 1752 рублей, но в 1908 и 1909 годах больше 1360 рублей уже не выплачивалось. Этих денег едва хватало на хозяйственные расходы и приобретение экспонатов.
Живописных произведений вскоре накопилось вполне достаточно для большого зала Публичного музея: их количество в 1911 году превысило 130 единиц . Но в художественный отдел поступала не только живопись. Ежегодно от самарских коллекционеров (П.Шихобалова, А.Елшина, С.Пермякова, К.Головкина, В.Арапова, А. фон Вакано, А.Клафтона, Ф. Яковлева) принимались в дар иконы и медное литье, керамика, графика и предметы прикладного искусства Востока. Крупный промышленник и коллекционер А.Ф. фон Вакано привез в 1913 году в дар музею из Каира древнеегипетский саркофаг с мумией.
Выросшей музейной коллекции стало тесно и в новом здании. Условия хранения в нем также были далеки от музейных: зимой помещение почти не отапливалось, поэтому от холода и сырости начали разрушаться некоторые экспонаты. Желание К.П.Головкина, П.А.Преображенского и И.А.Преображенского, В.А.Михайлова и В.В.Гундобина построить новое здание для музея и создавших с этой целью в 1908 году "Общество по сооружению и поддержке "Дома Науки и Искусств" не получило отклика у властей. Все осталось на бумаге .
Империалистическая война, а затем революция 1917 года разрушили мирный ход событий в стране. В 1914 году уезжает в Харбин один из ближайших друзей Головкина – В.А.Михайлов (1870-1955). Но он по-прежнему не порывает связей с Самарой, куда приехал в последний разв конце 1917 года и привез с собой большую художественную и этнографическую коллекцию китайского искусства и быта начала ХХ в. ' Отчеты уже не публиковались – не было денег. Но в рукописном варианте они все же сохранились: в 1917-1918 годах, например, в коллекцию поступило 2567 предметов, из них только в художественный отдел – 340. Музей был не в состоянии вместить в свои небольшие помещения столько экспонатов, поэтому "...вследствие загромождения музея вывезенными архивами и большого скопления поступивших на сохранение в музей ценных предметов частных лиц и учреждений Музей с марта месяца был закрыт для посетите лей..." .
В октябре 1918 года" многие состоятельные граждане Самары стали уезжать из нее в надежде переждать смутное время в разных городах России. Четыре года – с 1918-го по 1922-й – провел с семьей в Иркутске и основатель коллекции К.П.Головкин. Перед отъездом в Сибирь он передал в музей альбомы со своими рисунками и этюдами, несколько произведений прикладного искуства, а также работы погибшего в 1917 году брата-архитектора П.П. Головкина.
История музейной коллекции с 1918 по 1937 год чрезвычайно насыщена событиями. Как уже говорилось, в фонды музея на временное (но, как оказалось в дальнейшем, на постоянное) хранение было сдано большое количество первоклассных произведений из частных коллекций: в 1918 году по рекомендации В.В.Гундобина " было привезено собрание русской живописи Х1Х – начала ХХ века, принадлежавшее купцу П.И. Шихобалову (полотна И.Е. Репина "Король Альберт" и "Композитор Рубинштейн", В.Е.Маковского "Две матери" и "К венцу", К.Е.Маковского "Модели в ожидании художника", В.Д.Поленова, К.Я. Крыжицкого, В.И. Сурикова, Н.А.Ярошенко. Ныне они являются основой постоянной экспозиции). Очевидно, в это же время П.И.Каменновым на хранение в музей было сдано б1 произведение русской и западноевропейской живописи, керамики и графики: среди них копии с Рембрандта и Снайдерса; подлинные произведения К.Е.Маковского "Бретонки" и "Итальянский мальчик"; акварели Федорова-Керченского, гобелены, вазы. Из магазина Черткова (ранее принадлежавшего К.П. Головкину) поступили оставшиеся там пейзажи самого Константина Павловича, картина Т.Ф.Рис "Мальчик-продавец", витрины, гобелены, большое количество произведений из стекла и фарфора (всего 191 предмет).
Весь материал читать по ссылке www.uic.ssu.samara.ru/%7Eiolymp/d8/art.html